Качество современных учебных материалов базовых дисциплин

​Издание современных учебных материалов  дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки»

Одним из значимых показателей качества образовательного процесса по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки» являются учебные материалы. К современным учебным материалам предъявляют высокие требования, которые постоянно, с одной стороны, повышаются, а с другой стороны, изменяются, при введении в действие нового ФГОС ВО ++ и его корректировки.

Дисциплина «БЖД» имеет комплексный, междисциплинарный характер, так как рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.

Основные достижения вышеуказанных наук постоянно регулируются и уточняются в ряде Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документах в области обеспечения безопасности граждан. Однако  в большей степени это касается приказов и инструкций  МЧС России.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) является  областью научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение его безопасности и здоровья в среде обитания. Она является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения противника, в т. ч., как показал опыт ведения СВО с коллективным западом от оружия на новых физических принципах. 

В этих условиях преподаватели высшей школы кафедры «БЖД» ​Финансового университета решают задачу обеспечения соответствия внешним требованиям учебных материалов по преподаваемой дисциплине. В своей работе для решения данной задачи использован подход при подготовке учебно методических материалов, основанный на проработке системообразующей связи таких характеристик учебной дисциплины как внешние требования НПА, цели дисциплины, учебная деятельность и контролирующие материалы.

Внешние требования к дисциплине как цели высокого уровня профессиональных знаний определяют ключевые компетенции дисциплины, которые в свою очередь определяют характер учебной деятельности и критерии оценки её качества. Качество проработки определяется как соответствие нормам познания в обучении. В свою очередь  нормы содержат прямое указание на конкретные способы достижения качества, которые можно использовать при подготовке учебных материалов в любой предметной области.

ППС кафедры придерживаются современным требованиям к учебно – методическим материалам, и прикладывают свои знания  и профессиональные навыки с учетом понимания  роли их в учебном процессе на современном этапе совершенствования образовательной системы, в том числе с учетом ее цифровизации.

Именно учебная литература определяет и  требует особо  продуманной организации, как структуры текста, так и всех ее элементов последовательного изложения теории и практики аспектов безопасности жизнедеятельности, которые периодически требуют уточнения в условиях прогрессирующих катастрофических природных  катаклизмов,  развития новейших  технологий и искусственного интеллекта.

К главным условиям при  создании алгоритма и конструирования  учебных материалов относятся особые требования к профессиональным ключевым компетенциям, которые определяют особенность дисциплины «БЖД» в контексте следующих требований при их разработке и  издании, в том числе:

- как систему необходимых знаний, умений и навыков выпускника ВУЗа по РПД «БЖД» и «ОВП»;

-  как основу дидактической направленности, в связи, с чем   методика изложения учебного материала должна быть доступна и понятна вчерашнему школьнику   обеспечить эффективное усвоение учебного материала;

- методику преподавания и мастерство педагога,  определяющих  не только качественное усвоения студентами знания, умения и владения навыками, но и формирования его, как личности в общей системе безопасности государства. Особое внимание в современных условиях негативных факторов информационного воздействия на умы молодого  поколения страны должно уделяться    патриотическому воспитанию молодежи, в том числе студентов ВУЗов. Формирование у них чувства принадлежности к своему народу, сохранение традиций и истории государства, взращивание в сердцах искренней и бескорыстной любви к Родине и ее многонациональному народу, готовности к служению своему Отечеству.

В учебных материалах кафедры БЖД учитываются  требования ФГОС ВО ++, а также  принципы  подхода к усвоению студентами большой информации при самостоятельной работе в связи с ограниченным количеством аудиторных занятий. В том числе:

- последовательность изложения тематического курса РПД дисциплины «БЖД»и «ОВП»;

- целенаправленная,  на все категории обучаемых и специфики  их будущей профессии;

- применение медиа образовательных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности в часы самостоятельной работы, которая занимает больше 50 % всей трудоемкости дисциплин.

Примером обеспечения учебным и учебно - методическим материалом является их периодическое издание и обновление. За последние годы в период 2020-2024 г. г. только в издательствах «Кнорус» и «РусАйнс»  издано более 26 учебников и учебных пособий.  

Изданные  учебные материалы, которые используются студентами Финансового университета в различных направлениях и формах обучения представлены на сайте кафедры, в ЭБС и еLibrari.ru, в том числе.

СПИСОК

опубликованных учебных изданий.   

(Ответственный редактор, кандидат военных наук, доцент

 Романченко Леонид  Николаевич)


№ п/п Наименование учебных изданий и иные объекты интеллектуальной собственности Форма учебных изданий Выходные данные
123​​

4
1.              

Опасности социального характера и

защита от них.

Учебник

 

Печатная

– М.: Издательство -«Кнорус», 2020. – 304 с. – 500 экз.

 

2.              

Аспекты теории безопасность жизнедеятельности и методов расчета

компенсации ущерба населения при ЧС.

Учебное пособие.

 

Печатная

– М.: Издательско-«Русайнс», 2020. – 304 с. – 500 экз.

 

3.              

"Радиационная и химическая защита

населения"

Учебное пособие

Печатная

– М.: Издательство - «РусАйнс», 2020. – 404 с. – 500 экз.

 

4.              

«Безопасность Жизнедеятельности». Ч-1.

Учебник

 

Печатная-М.: Издательство –«Кнорус»,2020г.-648 с.-500 экз.
5.              

«Безопасность Жизнедеятельности». Ч-2.

Учебник

Печатная-М.: Издательство –«Кнорус»,2020г. -146 с.-500 экз.
6.              

«Безопасность Жизнедеятельности». Ч-1.

Второе дополненное  издание

Учебник

 

Печатная

-М.: Издательство 

« Кнорус»,2022г.-648 с.-500 экз.

7.              

«Безопасность Жизнедеятельности». Ч-2.

Второе дополненное издание

Учебник

Печатная-М.: Издательство –«Кнорус»,2022г. -146 с.-500 экз.
8.              

Методика разработки и проведения

интерактивных видов обучения по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Учебник Ч-1

Теория

Печатная            .-М.: Издательство  –«Кнорус»,2021г. -160 с.-500 экз.
9.              

Методика разработки и проведения

интерактивных видов обучения дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности

Учебник Ч-2

 Практика

Печатная-М.: Издательство  –«Кнорус»,2021г. -150 с.-500 экз.
10.          

«Безопасность жизнедеятельности»

( Введение в дисциплину. Термины и определения основных понятий ).

Учебник

Печатная-М.: Издательство  –«Кнорус»,2022г. -160 с.-500 экз.
11.          

Практические рекомендации по разработке и проведению ситуационных заданий (кейс методов)

Учебник

печатная-М.: Издательство  –«Кнорус»,2022г. -160 с.-500 экз.
12.          «Безопасность жизнедеятельности»  (на английском языке).                               УчебникПечатная-М.: Издательство  –«Кнорус»,2023г. -194с.-500 экз.

 

13.​

 «Управление безопасность на производстве»                                                   Учебник

 

Печатная-М.: Издательство  –«Кнорус»,2023г. -150 с.-500 экз.
14

 «Основы военной подготовки: Россия в современном мире»

Учебное пособие

 

В электронном формате

Финансовый университет при Правительстве РФ.

ИОП.2024г 440с.

15

ПРАКТИКУМ

по действиям в ЧС природного характера.

Учебное пособие

 

Печатная

Финансовый университет при Правительстве РФ.

ИОП.20212г.с.150

16

ПРАКТИКУМ

по действиям в

ЧС техногенного характера

Учебное пособие

 

Печатная

Финансовый университет при Правительстве РФ.

ИОП.2021г.150с.

17

ПРАКТИКУМ

Ситуационные задания

(кейс-методы) для

самостоятельной работы студентов

Учебное пособие

 

Печатная-М.: Издательство –«Кнорус»,2021г. -100 с.-500 экз.
18

"Безопасность жизнедеятельности"

Сборник ситуационных заданий

Учебное пособие

печатная-М.: Издательство –«Кнорус»,2020г. -79 с.-500 экз.
19

СБОРНИК ТЕСТОВ для самоконтроля. 2018г.

Учебное пособие

Печатная

– М.: Финансовый университет. ИОП.

2020. – 206 с.

20

Мультимедийная игра по курсу теории БЖД для проведения практических занятий (семинаров).

Методическое пособие

 

Электронный формат  – М.: Финансовый университет. ИОП.2021г.16с
21

Мультимедийная  интерактивная игра

"Я знаю теорию БЖД".

Методическое пособие

Электронный формат М.: Финансовый университет, 2021. – 15 с.
22

«Основы Военной Подготовки». Военно-политическая и правовая подготовка

Учебник.   

ПечатнаяМосква: КНОРУС, 2024. — 186 с. —  (Бакалавриат
и специалитет)
23.​​«Основы военной подготовки». Основы тактики общевойсковых подразделений. Учебник
печатнаяМосква: КНОРУС, 2024. — 202 с. — (Бакалавриат
и специалитет)
24.

Радиационная, химическая и биологическая защита населения.

Учебник

печатнаяМосква :
КНОРУС, 2024. — 200 с. — (Бакалавриат и специалитет)
25

Опасные природные процессы и защита от них.

Учебник

печатнаяМосква КНОРУС, 2024. — 156 с. —
(Бакалавриат и специалитет)
26

Аспекты теории
«Безопасность жизнедеятельности»
(ЧС техногенного характера
и их особенности)

Для иностранных студентов

Учебник

печатна​яМосква КНОРУС, 2024. — 146 с. —
(Бакалавриат и специалитет)

  

Большая проделанная работа коллективом кафедры была оценена непосредственно издательством, с которым постоянно сотрудничают авторы своих работ.​

​​