Думаете, что всё знаете об онлайн-образовании? Спешим вас удивить – это далеко не так. Дискуссия «Онлайн-образование: новые перспективы и возможности» расширила горизонты познания этой темы. Она состоялась в рамках проекта юридического факультета Финансового университета «На равных» – площадки, где студенты, эксперты и преподаватели обсуждают самые актуальные темы в сфере образования.  

Модератором беседы выступила Гульнара Флюровна Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета. Экспертами являлись директор Института онлайн-образования Финансового университета Галина Васильевна Можаева, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виола Анатольевна Ларионова. В качестве студента-участника выступал Иван Владимирович Брюховецкий, 3 курс Института сокращенных программ Финансового университета. 

Мы подготовили для вас уже традиционный обзор главных тем дискуссии в формате интервью. Читайте с удовольствием и обязательно смотрите дискуссию полностью. И не забывайте, что ваш лайк – благодарность создателям проекта за столь интересный контент.  

Галина Васильевна Можаева, директор Института онлайн-образования Финансового университета 

Какое будущее у онлайн-образования?  

Хорошее, долгое и, безусловно, разнообразное. Онлайн-образование стало неотъемлемой частью системы образования на всех уровнях, но, при этом, произошёл четкий раздел на «массовое» и «элитарное» образование. На мой взгляд, онлайн-образование в полном объеме будет становится всё более массовым, а вот элитарное будет оставаться в кампусе. Но онлайн затронет и элитарное образование, но только в формате частичного дополнения, разумного синтеза. Не зря сейчас появился термин «смешанное образование», которое предполагает совмещение традиционного обучения и онлайн-формата. Онлайн-обучение и должно использоваться для повышения качества образования в целом, и там, где это уместно.  

Как обучать онлайн так, чтобы у студентов росла мотивация?  

Один из главных уроков пандемии состоит в том, что обнажился недостаток педагогической компетенции у многих преподавателей. Они умеют рассказывать о том, что знают, организовывать дискуссию на семинаре, но не владеют педагогическими технологиями, в том числе технологиями вовлечения, мотивации, побуждения. С одной стороны, мы поняли, что нужно уделять очень много внимания педагогической подготовке преподавателей, знакомить их с современными образовательными технологиями и цифровыми сервисами. Когда мы говорим о вовлечении, здесь на помощь как раз приходят современные цифровые технологии. К примеру, выручают инструменты «минутного опроса» и вовлечения: KahootMentiMeter и т.д. Они позволяют очень быстро сконцентрировать аудиторию на учебном процессе, за 2-3 минуты «вернуть» в аудиторию тех студентов, которые уже взяли в руки смартфоны и перешли к общению в соцсетях, а не участию в процессе. Важно делать короткие перерывы с применением различных технологий, ибо когда мы говорим о современном образовательном процессе, мы имеем дело с достаточно коротким периодом концентрации внимания (15-20 минут). Важно это внимание переключать и подготавливать аудиторию к восприятию новой порции знаний. Ну и, к тому же, важно использовать разные методики вовлечения, от симуляторов до интерактивных учебников.  

Преподаватель, контент, технологии: как расположить их по степени важности?  

На первом месте, безусловно, преподаватель. Он несёт не только знания, но и культуру, этику, воплощая в себе культуру симбиоза традиций и инноваций. На втором месте я бы расположила технологии, на третьем – контент. 

Виола Анатольевна Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 

Заменит ли онлайн-образование классическое? 

Если под «онлайн-обучением» понимать тот формат, который использовался в период экстренного перехода на дистанционное обучение, то ответ, конечно, отрицательный. Простой перенос традиционных семинаров и лекций в онлайн-формат не принёс удовлетворения ни студентам, ни преподавателям. Создание контента «с колёс» и оцифровка очных лекций менее эффективна, нежели face-to-face в очном формате. У каждой модели есть ограничения, и традиционная система не работает онлайн. Тем не менее, результаты проведённого в марте прошлого года опроса несопоставимы с результатами аналогичного опроса, проведённого ровно через год (март 2021). Число резких противников онлайн-обучения среди преподавателей снизилось в 2 раза, а студенты лучше стали замечать возможности, которое даёт онлайн-образование. А вот технологии, которые используются для сбора обратной связи, проведения виртуальных лабораторий позволят сделать образовательный процесс лучше, качественнее и интереснее.  

Какие ТОП-5 достоинств онлайн-образования можно выделить?  

  1. Гибкость.  

  1. Расширение границ. 

  1. Непрерывная коммуникация.  

  1. Интерактивность. 

  1. Разнообразие контента.  

Иван Владимирович Брюховецкий, студент 3 курса Института сокращенных программ Финансового университета 

Онлайн-образование обладает широкими перспективами благодаря задействованию экономических и социальных факторов, которые обострились во время пандемии и, возможно, претерпят изменения в будущем. В первую очередь, онлайн-образование значительно дешевле, что позволит вовлечь большее количество социальных слоев населения, а социальный фактор реализуется через доступность, поскольку онлайн-образование могут получать люди не из крупных городов, не имеют физического доступа в аудитории и к живому общению с лекторами.   


Напоминаем, что полная запись дискуссии доступна по ссылке. Пожалуйста, не забудьте поблагодарить организаторов, поставьте лайк и подпишитесь на канал.