Директор Института онлайн-образования Галина Васильевна Можаева выступила в качестве ведущего эксперта на международном форуме «Педагогический форум Российского профессорского собрания – 2021.Университет в эпоху педагогических новаций».
Форум проходил на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена с 7 по 9 июня.
Галина Васильевна являлась ведущим секции «Цифровое образование: возможности и риски». Она принимала участие в её модернизации, а также выступила с докладом «Открытая образовательная среда как условие повышения мотивации студентов в онлайн-обучении».
Специально для вас публикуем тезисный обзор доклада Галины Васильевны, и вместе с тем приглашаем ознакомиться с записью онлайн-трансляции форума (выступление Галины Васильевны начинается с 1:45:08).
Какие уроки извлекли вузы за период пандемии?
На самом деле, за последний год дискуссии о возможностях и ограничениях дистанционно образования велись очень активно. Главное их последствие – фокусировка внимания на цифровой дидактике как отрасли педагогики, нацеленной на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Кроме того, важным выводом стало осознание необходимости переподготовки преподавателей, точнее переход к модели поддержки и профессионального сопровождения педагогов на пути к освоению дистанционных технологий. И здесь есть важный нюанс: как показала пандемия, преподаватели-практики, в меньшей мере владеющие теоретическими навыками педагогики, гибче реагировали на вызовы времени и искали разнообразные пути дистанционного взаимодействия со студентами.
Качество и мотивация: что мешает в онлайн-обучении?
Отсутствие потребности в непрерывном образовании;
Недостаток цифровых компетенций у преподавателя и студента;
Психологические сложности из-за отсутствия очного контакта;
Отвлекающие факторы;
Низкая мотивация.
Как преодолевать данные ограничивающие факторы?
В первую очередь, необходимо повышать мотивацию посредством технологизации. Важно подходить к процессу обучения с точки зрения проблемного, дифференцированного и концентрированного (модульного) подхода. Внедрять кейс-стади и проектную деятельность, активно интегрировать цифровые сервисы и инструменты.
Онлайн-обучение сегодня
Сегодня в его основе лежит студентоцентрированная модель обучения. Мы исходим из того, что студент – основной субъект образовательного процесса, и его ожидания являются ориентиром. В основе этой модели стоит система управления учебным процессом (LMS), среди которых наиболее распространённой является Moodle. При этом такой учебный процесс должен иметь чёткую систему сопровождения и поддержки.
Открытая образовательная среда: новые ресурсы и сервисы
Когда мы говорим об открытой образовательной среде, мы имеем ввиду новые ресурсы и сервисы, которые делают эту среду избыточной. Данные ресурсы и сервисы максимально позволяют индивидуализировать процесс обучения, например, за счёт привлечения экспертов-практиков. Открытая образовательная среда реализуется через учебные проекты, вынесенные за рамки образовательного процесса. В качестве примеров из практики Института онлайн-образования можно привести следующие сервисы и ресурсы:
Онлайн-курсы на Coursera;
Лекторий онлайн-академии;
Библиотечно-информационный комплекс в LMS Moodle;
Онлайн-курсы и тренажеры.
Мы счастливы, что экспертные знания Галины Васильевны и опыт Института онлайн-образования оценивается на столь высоком уровне. Мы и впредь будем работать в направлении развития культуры высшего онлайн-образования, и будем рады выступить на форуме в будущем году с новыми выводами и практиками.