Директор Института онлайн-образования Галина Васильевна Можаева выступила в качестве ведущего эксперта на международном форуме «Педагогический форум Российского профессорского собрания – 2021.Университет в эпоху педагогических новаций». 
Форум проходил на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена с 7 по 9 июня.  

Галина Васильевна являлась ведущим секции «Цифровое образование: возможности и риски». Она принимала участие в её модернизации, а также выступила с докладом «Открытая образовательная среда как условие повышения мотивации студентов в онлайн-обучении».  

Специально для вас публикуем тезисный обзор доклада Галины Васильевны, и вместе с тем приглашаем ознакомиться с записью онлайн-трансляции форума (выступление Галины Васильевны начинается с 1:45:08).  

Какие уроки извлекли вузы за период пандемии? 

На самом деле, за последний год дискуссии о возможностях и ограничениях дистанционно образования велись очень активно. Главное их последствие – фокусировка внимания на цифровой дидактике как отрасли педагогики, нацеленной на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества.  Кроме того, важным выводом стало осознание необходимости переподготовки преподавателей, точнее переход к модели поддержки и профессионального сопровождения педагогов на пути к освоению дистанционных технологий. И здесь есть важный нюанс: как показала пандемия, преподаватели-практики, в меньшей мере владеющие теоретическими навыками педагогики, гибче реагировали на вызовы времени и искали разнообразные пути дистанционного взаимодействия со студентами. 

Качество и мотивациячто мешает в онлайн-обучении?  

  • Низкая культура самообразования и самоорганизации; 

  • Отсутствие потребности в непрерывном образовании; 

  • Недостаток цифровых компетенций у преподавателя и студента;  

  • Психологические сложности из-за отсутствия очного контакта;  

  • Отвлекающие факторы; 

  • Низкая мотивация.  

Как преодолевать данные ограничивающие факторы?  

В первую очередь, необходимо повышать мотивацию посредством технологизации. Важно подходить к процессу обучения с точки зрения проблемного, дифференцированного и концентрированного (модульного) подхода. Внедрять кейс-стади и проектную деятельность, активно интегрировать цифровые сервисы и инструменты.  

Онлайн-обучение сегодня 

Сегодня в его основе лежит студентоцентрированная модель обучения. Мы исходим из того, что студент – основной субъект образовательного процесса, и его ожидания являются ориентиром. В основе этой модели стоит система управления учебным процессом (LMS), среди которых наиболее распространённой является Moodle. При этом такой учебный процесс должен иметь чёткую систему сопровождения и поддержки. 

Открытая образовательная средановые ресурсы и сервисы  

Когда мы говорим об открытой образовательной среде, мы имеем ввиду новые ресурсы и сервисы, которые делают эту среду избыточной. Данные ресурсы и сервисы максимально позволяют индивидуализировать процесс обучения, например, за счёт привлечения экспертов-практиков. Открытая образовательная среда реализуется через учебные проекты, вынесенные за рамки образовательного процесса. В качестве примеров из практики Института онлайн-образования можно привести следующие сервисы и ресурсы: 

Мы счастливы, что экспертные знания Галины Васильевны и опыт Института онлайн-образования оценивается на столь высоком уровне. Мы и впредь будем работать в направлении развития культуры высшего онлайн-образования, и будем рады выступить на форуме в будущем году с новыми выводами и практиками. ​