9 июня директор Института онлайн-образования Галина Васильевна Можаева провела мастер-класс «Онлайн-бакалавриат и онлайн-магистратура: актуальный ответ на новые вызовы». Он прошёл в рамках конференции «EDCrunch Kuzbass» – мероприятии по технологиям в образовании, которое проходит с 2014 года и объединяет ярких звезд образования и EdTech-индустрии со всего мира. 

Галина Васильевна провела экспертный разбор основных принципов и моделей организации онлайн-программ по опыту реализации программ магистратуры и бакалавриата. На примере новой программы онлайн-магистратуры «Цифровые образовательные практики и технологии» Института онлайн-образования Галина Васильевна помогла участниками:  

  • структурировать роль и основные задачи преподавателя;  

  • найти основных «цифровых помощников» в системе онлайн-образования; 

  • оценить потенциал онлайн-курсов для основных образовательных программ.  

Примечательно, что в мастер-классе присутствовали технологии вовлечения внимания и интерактивность, в том числе реализуемая через MentiMetr, что помогло увидеть часть образовательных технологий в действии.  

Специально для вас публикуем обзор мастер-класса. Читайте с пользой! 

 

Какие актуальные противоречия есть в системе образования? 

Можно выделить несколько основных противоречивых тенденций: 

  • тенденция к массовизации образования VS запроса на подготовку талантов; 

  • необходимость подготовки кадров в условиях неопределённости будущего VS 

  • постоянно растущий объем информации VS возможности вузов оперативно «упаковать» их в формат учебных курсов; 

  • необходимость использования средств ИКТ для роста эффективности образования VS отсутствия обоснований целесообразности их повсеместного использования; 

  • наличие большого количества онлайн-курсов и ООР VS низкой степень их интегрированности в образовательный процесс в вузах; 

  • готовность студентов учиться в «цифре» VS неготовности преподавателей использовать технологии в образовательном процессе. 

Какие уроки извлекли вузы за период пандемии? 

Главный урок – фокусировка внимания на цифровой дидактике как отрасли педагогики, нацеленной на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Сформировался новый, «открытый» педагогический дизайн, появился запрос на курсы «двойного назначения» и модульную систему подготовки.  

Кроме того, важным выводом стало осознание необходимости переподготовки преподавателей, точнее переход к модели поддержки и профессионального сопровождения педагогов на пути к освоению дистанционных технологий.  

С чем сталкивается современный преподаватель 

  1. Открытость образовательного контента;  

  1. Современные ресурсы оптимизации учебного процесса;  

  1. Средства организации самостоятельной работы;  

  1. Перманентный режим «на связи 24/7»; 

  1.  Профессиональный рост и личностное развитие;  

  1. Личный бренд; 

  1. Новые роли в образовании. 

Каковы основные роли преподавателя 

Посредством MentiMetr было выявлено, что наиболее популярные роли, выявляемые участниками мастер-класса, это наставник, тьютор, мотиватор. Однако спектр ролей гораздо шире 

  1. Лектор; 

  1. Тьютор; 

  1. Цифровой куратор; 

  1. Контент-менеджер; 

  1. Практик цифрового обучения; 

  1. Проектировщик образовательной среды; 

  1. Педдизайнер смешанного обучения; 

  1. Наставник; 

  1. Аналитик.  

Какая модель лежит в основе онлайн-образования сегодня? 

Сегодня в его основе лежит студентоцентрированная модель обучения. Мы исходим из того, что студент – основной субъект образовательного процесса, и его ожидания являются ориентиром. В основе этой модели стоит система управления учебным процессом (LMS), среди которых наиболее распространённой является Moodle. При этом такой учебный процесс должен иметь чёткую систему сопровождения и поддержки. 

В чём заключается индивидуализация онлайн-обучения? 

Обучение на онлайн-курсах прекрасно позволяет индивидуализировать процесс обучения за счёт кастомизации образовательного контента и специфической организации процесса обучения. Например, мы в Институте онлайн-образования активно используем тренажеры. В четырех наших онлайн-курсах уже интегрированы онлайн-тренажеры, которые позволяют проверить студентам полученные навыки на практике. Кроме того, мы активно разрабатываем платформу профессиональных проб. Это мега-платформа, виртуальный город, где студенты также могут виртуально попробовать себя в различных компетенциях и организациях. 

Что мешает при онлайн-обучении?  

  • Низкая культура самообразования и самоорганизации; 

  • Отсутствие потребности в непрерывном образовании; 

  • Недостаток цифровых компетенций у преподавателя и студента;  

  • Психологические сложности из-за отсутствия очного контакта;  

  • Отвлекающие факторы; 

  • Низкая мотивация.  

Как с этим бороться?  

В первую очередь, необходимо повышать мотивацию посредством технологизации. Важно подходить к процессу обучения с точки зрения проблемного, дифференцированного и концентрированного (модульного) подхода. Внедрять кейс-стади и проектную деятельность, активно интегрировать цифровые сервисы и инструменты.  

И это далеко не всё!  

В конце мастер-класса Галина Васильевна провела более подробную презентацию новой программы онлайн-магистратуры «Цифровые образовательные практики и технологии», которая закрывает большинство «проблемных точек», выявленных в ходе анализа и дискуссии. Программа направлена на подготовку будущих лидеров сферы EDTech, способных на практике реализовывать актуальные технологии цифрового обучения и развивать культуру образования.  

Учитесь новому! Учитесь онлайн!  ​