9 июня директор Института онлайн-образования Галина Васильевна Можаева провела мастер-класс «Онлайн-бакалавриат и онлайн-магистратура: актуальный ответ на новые вызовы». Он прошёл в рамках конференции «EDCrunch Kuzbass» – мероприятии по технологиям в образовании, которое проходит с 2014 года и объединяет ярких звезд образования и EdTech-индустрии со всего мира.
Галина Васильевна провела экспертный разбор основных принципов и моделей организации онлайн-программ по опыту реализации программ магистратуры и бакалавриата. На примере новой программы онлайн-магистратуры «Цифровые образовательные практики и технологии» Института онлайн-образования Галина Васильевна помогла участниками:
структурировать роль и основные задачи преподавателя;
найти основных «цифровых помощников» в системе онлайн-образования;
оценить потенциал онлайн-курсов для основных образовательных программ.
Примечательно, что в мастер-классе присутствовали технологии вовлечения внимания и интерактивность, в том числе реализуемая через MentiMetr, что помогло увидеть часть образовательных технологий в действии.
Специально для вас публикуем обзор мастер-класса. Читайте с пользой!
Какие актуальные противоречия есть в системе образования?
Можно выделить несколько основных противоречивых тенденций:
тенденция к массовизации образования VS запроса на подготовку талантов;
необходимость подготовки кадров в условиях неопределённости будущего VS
постоянно растущий объем информации VS возможности вузов оперативно «упаковать» их в формат учебных курсов;
необходимость использования средств ИКТ для роста эффективности образования VS отсутствия обоснований целесообразности их повсеместного использования;
наличие большого количества онлайн-курсов и ООР VS низкой степень их интегрированности в образовательный процесс в вузах;
готовность студентов учиться в «цифре» VS неготовности преподавателей использовать технологии в образовательном процессе.
Какие уроки извлекли вузы за период пандемии?
Главный урок – фокусировка внимания на цифровой дидактике как отрасли педагогики, нацеленной на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Сформировался новый, «открытый» педагогический дизайн, появился запрос на курсы «двойного назначения» и модульную систему подготовки.
Кроме того, важным выводом стало осознание необходимости переподготовки преподавателей, точнее переход к модели поддержки и профессионального сопровождения педагогов на пути к освоению дистанционных технологий.
С чем сталкивается современный преподаватель?
Открытость образовательного контента;
Современные ресурсы оптимизации учебного процесса;
Средства организации самостоятельной работы;
Перманентный режим «на связи 24/7»;
Профессиональный рост и личностное развитие;
Новые роли в образовании.
Каковы основные роли преподавателя?
Посредством MentiMetr было выявлено, что наиболее популярные роли, выявляемые участниками мастер-класса, это наставник, тьютор, мотиватор. Однако спектр ролей гораздо шире:
Практик цифрового обучения;
Проектировщик образовательной среды;
Педдизайнер смешанного обучения;
Какая модель лежит в основе онлайн-образования сегодня?
Сегодня в его основе лежит студентоцентрированная модель обучения. Мы исходим из того, что студент – основной субъект образовательного процесса, и его ожидания являются ориентиром. В основе этой модели стоит система управления учебным процессом (LMS), среди которых наиболее распространённой является Moodle. При этом такой учебный процесс должен иметь чёткую систему сопровождения и поддержки.
В чём заключается индивидуализация онлайн-обучения?
Обучение на онлайн-курсах прекрасно позволяет индивидуализировать процесс обучения за счёт кастомизации образовательного контента и специфической организации процесса обучения. Например, мы в Институте онлайн-образования активно используем тренажеры. В четырех наших онлайн-курсах уже интегрированы онлайн-тренажеры, которые позволяют проверить студентам полученные навыки на практике. Кроме того, мы активно разрабатываем платформу профессиональных проб. Это мега-платформа, виртуальный город, где студенты также могут виртуально попробовать себя в различных компетенциях и организациях.
Что мешает при онлайн-обучении?
Низкая культура самообразования и самоорганизации;
Отсутствие потребности в непрерывном образовании;
Недостаток цифровых компетенций у преподавателя и студента;
Психологические сложности из-за отсутствия очного контакта;
Отвлекающие факторы;
Как с этим бороться?
В первую очередь, необходимо повышать мотивацию посредством технологизации. Важно подходить к процессу обучения с точки зрения проблемного, дифференцированного и концентрированного (модульного) подхода. Внедрять кейс-стади и проектную деятельность, активно интегрировать цифровые сервисы и инструменты.
И это далеко не всё!
В конце мастер-класса Галина Васильевна провела более подробную презентацию новой программы онлайн-магистратуры «Цифровые образовательные практики и технологии», которая закрывает большинство «проблемных точек», выявленных в ходе анализа и дискуссии. Программа направлена на подготовку будущих лидеров сферы EDTech, способных на практике реализовывать актуальные технологии цифрового обучения и развивать культуру образования.
Учитесь новому! Учитесь онлайн!