Концепция воспитательной системы
«Креативность. Профессиональная компетентность. Успех»
Системе современного образования и воспитания России предстоит решать проблемы, связанные с государственно-политическими и социально-экономическими преобразованиями. Вопросы духовности, идеологии воспитания сегодня рассматривают на всех уровнях управления государством. На этапе укрепления российской государственности необходимо точно знать, какие ценности господствуют в нашем обществе и какие должны иметь приоритет. Поэтому воспитание является приоритетным направлением в области образования. Личность развивающегося человека признается наивысшей ценностью, но при всем внимании педагогической общественности к решению проблем воспитания в аспекте личностно-ориентированного подхода, наблюдается снижение роли самоуправления как формы воспитательной работы.
Поскольку социально-экономическая модернизация России ориентирована на результат, постольку серьезными изменениями характеризуется процесс эволюции молодежных ценностей, требуется корректировка ценностных ориентации молодежи в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это можно лишь в процессе целенаправленной воспитательной работы.
Наконец, для современной России характерен кризис основных институтов воспитания: семьи, учебных заведений, молодежной субкультуры. Их состояние не позволяет реализовать основные воспитательные цели. Поэтому особенно важно не только решить концептуальные проблемы воспитательной деятельности, но и разработать эффективно действующую модель управления воспитательным пространством на всех уровнях.
Большое значение имеет управление воспитательной деятельностью в средних специальных учебных заведениях, которые закончили около 22% всех специалистов, работающих в народном хозяйстве. Сегодня в них обучается более двух миллионов студентов. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства.
В настоящее время наблюдается тенденция несовпадения между готовностью студентов быть активными субъектами воспитания и их удовлетворенность организацией воспитательной работы в ССУЗ.
Таким образом, актуальность разработки и внедрения воспитательной системы колледжа обусловлена:
- во-первых, значимостью решения проблемы воспитания молодежи в условиях системного кризиса российского общества;
- во-вторых, выдвижением новых требований к личности в контексте развития модернизационных процессов в России;
- в-третьих, необходимостью эффективно функционирующего воспитательного пространства колледжа; наличием нерешенных проблем, связанных с реализацией системного подхода в данном направлении.
В целом, большинством исследователей и практиков, одним из ведущих направлений развития системы профессионального образования, в том числе и среднего, признается совершенствование воспитания, создание авторских воспитательных систем как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов:
- принцип системности;
- принцип реализации процессного подхода;
- единство обучения и воспитания (соединение воспитания и обучения через формы, методы и приемы, направленные на развитие потребности и способности студентов к самопознанию, самоопределению, самореализации и саморазвитию);
- принцип самоактуализации и самореализации;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип гуманизации и гуманитаризации воспитания;
- принцип дифференциации и индивидуализации воспитания;
- принцип связи обучения и воспитания с жизнью и потребностями общества;
- принцип коллективности.
В этих условиях очевидна неотложность решения на уровне среднего профессионального образования острейших проблем воспитательной системы как основы развития личности студента.
В этом направлении накоплен достаточный опыт проектирования и развития воспитательных систем (Брюховецкий Ф.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т. и др.). Теоретическими основами воспитательной системы колледжа также являются фундаментальные концепций воспитания, представленных такими отечественными исследователями, как: О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и другими. Эти авторы описывают теорию проектирования воспитательных систем, их структуру, формы, методы, вопросы управления воспитательными системами, условия эффективности. Эти вопросы в основном проработаны для системы школьного воспитания, а для системы среднего профессионального образования, это проблема остается актуальной.
В ряде работ анализируется специфика конкретных направлений воспитания в современных условиях: патриотического воспитания (А.И.Вдовин, А.А.Крупник, В.В.Макаров); формирование гуманистического мировоззрения; нравственного воспитания (Н.Л.Зеленкова, В.В.Иващенко). Все чаще объектом исследования в последнее время становится студенческая молодежь (А.В.Меренков, И.Э.Надуткина, Т.Э.Петрова).
Условия и факторы современных реалий процесса воспитания, по данным Управления среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, таковы, что в данный период находят проявления следующие тенденции:
- обновление содержания образования и социальных процессов требует поиска новых моделей воспитания;
- развитие научного поиска в педагогике, акцентирование значимости гуманистического и культуро-ценностного начала в выборе воспитательных подходов;
- включение России в общемировой педагогический процесс, мирохозяйственные связи, что ведет к взаимному обогащению культурными ценностями, созданию единого образовательного пространства;
- усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности;
- перевод процесса воспитания студентов в плоскость их самовоспитания, создание условий для развития способностей студентов к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
- В последние годы активно разрабатываются модели образования и воспитания, которые ориентированы на развитие личности воспитанника, педагога и даже родителя. При этом особое внимание уделяется активной позиции субъектов воспитания, от которой, прежде всего, зависит решение проблем воспитания в современном образовательном учреждении.
Воспитание в современном понимании представляет собой новый тип субъект-субъектных отношений, развивающихся в постиндустриальном быстро меняющемся мире.
Закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание является (наряду с обучением) одним из двух компонентов образования. Конвенция ООН, ратифицированная Россией, Национальная доктрина образования, типовые положения устанавливают, что суть образования в Российской Федерации заключается в развитии личности.
Воспитание определяется как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие субъектов воспитания с целью дальнейшего развития личности.
Воспитание как процесс рассматривается в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения и нового состояния каждого из элементов системы воспитания в конкретном пространстве; воспитание также рассматривается как необходимое условие для развития профессионально и социально значимых качеств личности; воспитание как результат рассматривается в категориях «уровень» и «качество» воспитания.
Субъект воспитания – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
При разработке системы учтены следующие особенности воспитания как процесса взаимодействия субъектов (Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор ПГПУ):
- целенаправленность (единство целей субъектов воспитания);
- многофакторность (объективные условия: семья, студенческий коллектив, СМИ; субъективные: индивидуальные особенности субъектов);
- длительность (ограниченность времени взаимодействия субъектов периодом обучения студентов в колледже);
- непрерывность;
- комплексность;
- вариативность (неопределенность результата);
- двусторонний характер воспитания.
Воспитательная система колледжа – это комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, влияний освоенной среды колледжа.
Компоненты воспитательной системы колледжа:
- комплекс воспитательных целей;
- единый воспитательный коллектив колледжа;
- системообразующая деятельность, направленная на реализацию целей (коллективная, творческая, профессиональная, личностно значимая);
- отношения между участниками деятельности (интерес не только к деятельности, но и к партнерам);
- структурные элементы воспитательной системы колледжа;
- окружающая среда, освоенная колледжем;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, а также развитие системы.
Дмитрий Медведев: «Таланты, возможности личности и самореализация человека определяют лицо преуспевающего государства».
Основная идея воспитательной системы колледжа – креативность, профессиональная компетентность гражданина России – залог конкурентоспособности, востребованности выпускника колледжа.
Гражданин - патриот, гуманист. Знает, уважает и соблюдает законы и правила общежития. Социально активен. Обладает правосознанием и гражданской активностью, чувством ответственности за судьбу страны, за выполняемое дело, за качество собственной жизни. Честен, правдив, чуток, милосерден; бережно относится к национальным традициям, культуре, природе, уважает права и свободы других людей. Ориентирован на ответственное самовоспитание как человека высокой общей и правовой культуры.
Цель воспитательной системы – развитие способности и готовности субъектов воспитания к совместной творческой деятельности для дальнейшей профессиональной самореализации в поликультурном развивающемся пространстве инновационной экономики России.
Под способностью и готовностью субъектов к деятельности в данной концепции понимается профессиональная, поликультурная компетентность.
Профессиональная компетентность и культура связаны со становлением у будущих специалистов таких качеств, как направленность на собственное развитие; креативность - способность к собственному творчеству и созданию условий для развития творческих способностей у других; открытость - умение строить равноправные, эмоционально насыщенные взаимоотношения со всеми участниками воспитательного взаимодействия и др.
Становление гражданина предполагает дальнейшее формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, гордости за свое Отечество, знание истории своего края и своей страны.
Самореализация рассматривается как специфический диалектический процесс дальнейшего развития и реализации возможностей социальной сущности человека.
Задачи воспитательной системы:
- создание единого воспитательного пространства колледжа для эффективного взаимодействия субъектов (воспитательное пространство рассматривается как место, в котором индивидуальными и групповыми субъектами воспитания осуществляется специальная деятельность, а также формируются множественные связи и отношения, создающие условия для дальнейшего развития личности);
- создание достаточных и необходимых условий для творческой, профессиональной самореализации субъектов воспитательного процесса;
- дальнейшее формирование ценностного отношения к объектам окружающего мира;
- организация воспитательной деятельности, стимулирующей развитие социально и профессионально значимых качеств личности;
- повышение способности студентов к социализации в рыночной сфере через развитие профессиональной и социальной компетентности.
Воспитательная система колледжа предполагает реализацию следующих функций:
- развивающую, направленную на повышение мотивации учебной, профессиональной деятельности, развитие творческой личности, способной и готовой к самовыражению, самореализации в поликультурном мире;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутренних и внешних связей колледжа;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения субъектов воспитания с целью повышения уровня социализации личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в колледже условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность совместной деятельности субъектов воспитания;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, профессионального становления студенческого коллектива.
- образовательную, направленную на формирование у студентов целостной и научно обоснованной картины современного мира.
Реализация цели, задач и функций воспитательной системы осуществляется при следующих педагогических условиях:
- четкое определение целей, постановка задач, для решения которых субъекты воспитания демонстрируют способность и готовность;
- эффективное планирование деятельности структурных элементов воспитательной системы в соответствии со стратегией развития колледжа;
- высокий уровень информатизации учебно-воспитательного процесса;
- наличие медико-социальной и психолого-педагогической поддержки и сопровождения субъектов воспитания в процессе развития способности и готовности к профессиональной и творческой самореализации;
- использование в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий;
- наличие системы мониторинга развития воспитательной системы.
Контент-анализ ФГОС позволяет выделить основные направления развития личности, обеспечиваемые воспитанием, на основании которых содержание воспитательной работы Пермского финансово-экономического колледжа может быть интегрировано в ведущие направления, что позволяет осуществлять целостное развитие личности студента, избежать формализации воспитательной работы, соединить воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность. Этими интегрированными направлениями воспитательной работы являются:
- социально-нравственное: освоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях; сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания, усвоение; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры и социальных отношений, включая экономические и правовые;
- общеинтеллектуальное: усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; освоение основных элементов общенаучных методов познания;
- общекультурное: освоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и других основных понятий, связанных с творческим способом познания); усвоение основных экологических понятий; усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием);
- профессионально-трудовое: освоение глубоких знаний в соответствии со стандартом образования, развитие высокой нравственности и этики трудовой деятельности, развитие профессиональной компетентности, осознанное отношение к своим профессиональным достижениям, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты профессиональной деятельности, экологическую ответственность, повышение мотивации к профессиональному развитию, совершенствование организаторских и управленческих умений и навыков работы в коллективе, дальнейшее развитие коммуникативной компетентности;
- гражданско-правовое воспитание студентов: формирование у студентов верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, изучение истории культуры Отечества и родного края, дальнейшее формирование уважительного отношения студентов к здоровому образу жизни, ознакомление с современными здороьесберегающими технологиями, становление у студентов колледжа активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира, консолидация и координация деятельности колледжа, общественных организаций, социальных партнеров.
Развитие воспитательной системы
I этап – создание системы. Цели этапа: утверждение системообразующих видов деятельности, приоритетные направления системы; выработка ориентиров в организации воспитательного процесса; развитие внутренних связей системы, структурных элементов системы, разработка должностных инструкций, локальных актов.
II этап – становление системы и содержания деятельности коллектива. Цели этапа: отработка наиболее эффективных формы и методов воспитательной деятельности; развитие студенческого самоуправления, возникновение временных объединений, рождение традиций коллектива, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в процессе взаимодействия структурных элементов воспитательной системы колледжа.
III этап – эффективное функционирование воспитательной системы. Цели этапа: развитие системы за счет инноваций; развитие самоуправления, процессов самореализации; дальнейшее профессиональное совершенствование педагогов, развитие педагогического мышление, основанное на самоанализе, педагогическом творчестве, интересе к педагогической науке.
IV этап – обновление. Цели этапа: вводить инновации в фундаментальные традиции.
Планируемый результат реализации концепции воспитательной системы Пермского финансово-экономического колледжа – это активный, компетентный, конкурентоспособный специалист, готовый и способный к дальнейшей профессиональной и творческой самореализации, социализации в поликультурном быстро изменяющемся мире.
Начальник отдела воспитательной работы Н.Ю.Костарева