1. Миссия, стратегическая цель и задачи развития
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» создана 01.09.2017 г. в структуре Финансового университета в соответствии с приказом №1365/о от 29.06.2017 г. «О внесении изменений в структуру и штатное расписание Финансового университета».
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Финуниверситета (далее по тексту - Кафедра) является базовым структурным подразделением Финуниверситета, осуществляющим учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу со студентами различных специальностей и направлений подготовки кадров в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях мирного и военного времени.
Кафедра осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ: Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, Министерства науки и высшего образования РФ.
Кафедра, как часть единого учебно-исследовательского комплекса Финансового университета, участвует в решении Стратегических задач и инициатив развития Университета, обозначенных в Программе развития Финансового университета до 2030 года, согласованной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2021 года №1881-р (далее по тексту - Программа развития Финансового университета до 2030 года).
Миссия Кафедры заключается в развитии интегрированной междисциплинарной научно-образовательной области обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях мирного и военного времени с учетом современных тенденций информатизации общества и технологического развития экономики в интересах укрепления обороноспособности страны и национальной безопасности с учетом динамики международной военно-политической обстановки, повышения конкурентоспособности российского общества.
Стратегической целью Кафедры является инновационное развитие системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях мирного и военного времени, рационально сопряженной с научно-исследовательской и организационной деятельностью, в интересах становления Финуниверситета в качестве ведущего российского научно-образовательного инновационного центра гарантированного ускоренного развития человеческого капитала, укрепления обороноспособности страны и национальной безопасности.
Приоритетными задачами развития Кафедры, в соответствии с ключевыми задачами развития Финуниверситета, определенными в Программе развития Финансового университета до 2030 года, являются:
- инновационное развитие системы обучения студентов по общеуниверситетским дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки» с использованием современных методов и перспективных технических средств обучения, а также средств опережающей цифровой трансформации образовательного процесса;
- проектирование, учебно-методическое обеспечение и реализация образовательных программ по тематике деятельности Кафедры с учетом современных вызовов, угроз и рисков и требований цифровой экономики;
- повышение культуры безопасности населения и лиц, принимающих решения (ЛПР), уровня практических навыков в сфере обеспечения личной и коллективной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, с учетом возможности террористического воздействия, у студентов, преподавателей, специалистов и руководителей различных организаций;
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития инновационной экономики и обеспечения национальной безопасности в рамках компетенций Кафедры с использованием передовых научно-образовательных технологий, отвечающих требованиям цифровой экономики;
- осуществление проектной деятельности по профилю Кафедры в интересах обеспечения безопасности населения и территорий субъектов РФ в условиях вызовов и угроз современности, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения в РФ с учетом прогнозируемого воздействия ЧС различного характера;
- реализация экспертно-аналитической деятельности по тематике и в рамках компетенции Кафедры;
- активизация воспитательной работы, в том числе военно-патриотического характера, с обучающимися всех категорий и возрастов;
- развитие сотрудничества с вузами и профильными организациями в интересах привлечения ведущих ученых и специалистов к научно-образовательной деятельности Кафедры;
- укрепление кадрового потенциала Кафедры, развитие системы и методов работы с талантливой молодёжью, создание условий для привлечения перспективных ученых и специалистов из профильных организаций к работе на Кафедре;
- опережающее развитие высокотехнологичной инфраструктуры научно-исследовательской, образовательной и иной деятельности Кафедры и повышение эффективности использования материально-ресурсной базы Кафедры;
- повышение эффективности работы кафедры со СМИ, с социальными сетями, с официальным сайтом для повышения медиаактивности Кафедры в интересах обеспечения престижности и репутации Финуниверситета;
- совершенствование системы управления Кафедрой с учетом динамики современных требований к российскому образовательному и воспитательному сообществу.
Кафедра видит свое будущее в качестве ведущего научно-методологического и учебно-методического центра образования, повышения культуры безопасности и рискологической грамотности обучающихся и сотрудников Финуниверситета, а также сотрудников широкого круга внешних российских организаций, с непременным и неизменным вниманием на военно-патриотические акценты современного образования и воспитания.
2. Стратегические инициативы развития кафедры по направлениям деятельности
2.1. Образовательная деятельность
В настоящее время Кафедра реализует в учебном процессе дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» во всех образовательных программах бакалавриата и специалитета Финуниверситета. Образовательный процесс по дисциплине направлен на формирование у студентов риск-ориентированного мышления и культуры безопасности, приобретение студентами знаний, умений и навыков в сфере обеспечения комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания в условиях современных вызовов, угроз и рисков. Дисциплина способствует осознанию и пониманию обучающимися вопросов и содержания роли человека в окружающем мире, его влияния на окружающую среду; помогает обучающимся изучать, наблюдать, анализировать и оценивать опасности, риски и факторы, влияющие на человека и окружающую среду, принимать решения по защите от ЧС, предотвращению гибели, травматизма, снижению потерь и вреда, оказываемого населению и территориям ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера. Тематика дисциплины позволяет раскрывать обучающимся вопросы реализации способов и методов предупреждения, смягчения последствий, ликвидации ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера, защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера, вопросы подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, что особенно актуально с учетом современной динамики военно-политической обстановки. Преподаватели Кафедры обеспечивают качественное чтение лекций, а также эффективное проведение семинарских и практических занятий по дисциплине в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
С 2023-2024 учебного года Кафедра реализует в учебном процессе дисциплину «Основы военной подготовки» во всех образовательных программах бакалавриата и специалитета Финуниверситета. Образовательный процесс по дисциплине направлен на получение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для становления обучающихся образовательных организаций высшего образования в качестве граждан, способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дисциплина направлена на формирование у обучающихся понимания главных положений военной доктрины Российской Федерации, а также основ военного строительства и структуры Вооружённых Сил Российской Федерации; воспитание дисциплинированности, высоких морально-психологических качеств личности гражданина-патриота; освоение базовых знаний и формирование ключевых навыков военного дела; раскрытие специфики деятельности различных категорий военнослужащих ВС РФ; ознакомление с нормативными документами в области обеспечения обороны государства и прохождения военной службы. Преподаватели Кафедры обеспечивают качественное чтение лекций, а также эффективное проведение семинарских и практических занятий по дисциплине в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Содержание подготовки обучающихся в период с 2024 по 2029 гг. по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки» будет определяться уровнями и профилями образовательных программ, учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин и практик, устанавливающими содержание и порядок проведения учебных занятий и самостоятельной работы, текущих, промежуточных и итоговых аттестаций.
В настоящий период Кафедра занимается подготовкой учебно-методического обеспечения новых учебных дисциплин учебного модуля «Технологическая безопасность, устойчивость экономики и территорий»: «Экологический императив технологического развития», «Антитеррористическая защита природно-техногенных комплексов», «Устойчивость экономики и территорий в условиях военных угроз» (для направления бакалавриата «Экономика»).
Кафедрой разработаны и готовятся к реализации программы повышения квалификации: «Инженерная защита окружающей среды», «Гражданская оборона», «Антитеррористическая защищенность вуза: психологическая модель безопасного поведения», «Методика преподавания образовательного модуля «Основы военной подготовки» в образовательных организациях», «Пожарная безопасность».
Стратегическими инициативами развития Кафедры в образовательной деятельности являются:
- развитие учебно-методического обеспечения дисциплин Кафедры, фокусируя внимание на узловых суперсовременных проблемах в области обеспечения безопасности жизнедеятельности (в том числе «Поведение человека в ЧС (в частности, во время террористического воздействия)», «Оказание первой помощи пострадавшим», «Экологическое благополучие и здоровье человека»);
- усиление практического аспекта образовательного процесса по дисциплинам Кафедры с учетом современных вызовов, угроз и рисков, включая террористическое воздействие;
- совершенствование системы и методов учебно-методического обеспечения реализуемых Кафедрой дисциплин, предусматривающее широкое внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения;
- активизация использования в образовательной деятельности современных программных продуктов и информационных систем, современных средств коммуникаций, передовых образовательных технологий (в т.ч. с использованием искусственного интеллекта), в том числе для повышения эффективности самостоятельной работы студентов;
- опережающая подготовка и издание учебников, учебных пособий и практикумов для обучающихся по дисциплинам Кафедры;
- подготовка и закупка готовых видео-фильмов (в т.ч. фильмов, подготовленных МЧС России) для аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплинам Кафедры;
- подготовка текстов лекций и учебно-методических материалов для дистанционного обучения по дисциплинам Кафедры;
- привлечение к процессу обучения специалистов-практиков для проведения мастер-классов, разработки кейсов и ситуационных заданий;
- внедрение в образовательную деятельность наиболее значимых результатов НИР, выполняемых НПР Кафедры;
- развитие дополнительного профессионального образования для студентов, для работников государственных и муниципальных органов власти, для населения (в т.ч. подготовка и реализация программ повышения квалификации («Специальная оценка условий труда», «Тактическая медицина», «Прогнозирование и противодействие терроризму») для обучающихся и научно-педагогических работников Финуниверситета;
- подготовка и реализация факультативов, мастер-классов, тренингов для обучающихся Финуниверситета, а также для внешних заказчиков;
- совершенствование системы взаимопосещений с целью внутреннего контроля и повышения качества обучения по дисциплинам Кафедры.
Стратегической задачей Кафедры в области образовательной деятельности является современная подготовка кадров для народного хозяйства РФ, способных обеспечить безопасное инновационное развитие экономики в условиях мирного и военного времени, завоевание Кафедрой лидерских позиций на рынке образовательных услуг в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях прогрессирующей информатизации общества и цифровизации экономики с учетом динамики международной военно-политической обстановки.
2.2. Научно-исследовательская деятельность
Научная работа на Кафедре предполагает постоянное совершенствование форм и методов научной деятельности, публикационную активность профессорско-преподавательского состава и вовлечение в эту деятельность наиболее подготовленных и способных студентов; развитие фундаментальных и прикладных исследований, традиционно характерных для Финансового университета, с одновременным выявлением и поддержкой новых перспективных научных направлений; активизация научных исследований фундаментального и прикладного характера, проводимых в рамках общеуниверситетской темы научно-исследовательской работы, тем государственного задания или тем по заказу организаций на основе хозяйственных договоров по приоритетным направлениям научных исследований Финансового университета.
Приоритетными направлениями работы Кафедры в данном направлении являются:
1) повышение качества, эффективности и результативности научных исследований по приоритетным направлениям развития инновационной экономики и обеспечения национальной безопасности РФ посредством использования передовых научно-образовательных технологий, отвечающим требованиям цифровой экономики;
2) выполнение научных исследований в области защиты населения и территорий, обьектов экономики от ЧС природного и техногенного характера, экономики превентивных мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, проведения аварийно-спасательных работ;
3) выполнение мультидисциплинарных научных исследований по тематике обеспечения безопасности населения, территорий и обьектов экономики в условиях современных вызовов, угроз и рисков с учетом потребностей цифровой экономики;
4) разработка, развитие и опережающее применение передовых наукоёмких межотраслевых технологий в интересах устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности;
5) интеграция научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы с образовательным процессом по профилю деятельности Кафедры;
6) последовательное развитие научно-исследовательской работы студентов в индивидуальной и коллективной формах;
7) развитие журнала «Безопасность в современном мире», созданного по инициативе кафедры.
На Кафедре проводятся ежегодные научные мероприятия:
- международная научно-практическая конференция «Теория и практика экономики гражданской защиты на страже безопасности жизнедеятельности современного общества» (на площадке Финуниверситета);
- секция «Экономические аспекты гражданской обороны и защиты населения» Международной научно-практической конференции «Гражданская оборона на страже мира и безопасности» (на площадке АГПС МЧС России, в рамках заключённого Соглашения между Академией ГПС МЧС России и Финуниверситетом);
- тематическая секция научно-практической конференции – Моисеевских чтений (на площадке Российской академии наук).
Кроме того, преподаватели Кафедры регулярно, в течение года, принимают участие в научных мероприятиях других вузов и научно-исследовательских учреждений (в т.ч. в их организации и проведении).
НПР Кафедры ежегодно участвуют в выполнении прикладных научно-исследовательских работ.
Стратегическими инициативами развития Кафедры в научно-исследовательской деятельности являются:
- проведение исследований по приоритетным научным направлениям Кафедры, разработка новых научных тем в области обеспечения комплексной безопасности;
- подготовка НПР Кафедры монографий и публикаций научных статей в индексируемых и рецензируемых изданиях, особенно в журналах, рекомендованных НПР Финансового университета для публикаций научных статей, а также в журналах ядра РИНЦ;
- совершенствование организации научно-исследовательской работы студентов по тематике Кафедры;
- активизация вовлечения научно-педагогического коллектива Кафедры и обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;
- развитие научных связей Кафедры с основными партнерами в России и привлечение зарубежных партнёров к совместной научной деятельности;
- подготовка и проведение по основным направлениям исследовательской деятельности Кафедры научных мероприятий (конференций, круглых столов, панельных дискуссий и др.);
- развитие системы привлечения обучающихся к научно-исследовательской деятельности Кафедры.
Стратегической задачей Кафедры в области научно-исследовательской деятельности является преобразование Кафедры в современную активную научную площадку для генерации новых знаний и разработки инновационных решений в интересах гарантированного достижения национальных целей развития Российской Федерации, включая обеспечение комплексной безопасности населения, территорий и обьектов экономики РФ.
2.3. Укрепление кадрового потенциала
Образовательный процесс и научная деятельность на Кафедре осуществляются высококвалифицированными преподавателями, имеющими достаточную теоретическую подготовку, значительные научно-педагогический стаж и опыт практической работы.
Общая численность НПР Кафедры в 2023-2024 учебном году составляла 27 преподавателей, имеющих учёные степени (81,5 % штатного состава), в том числе: докторов наук – 5, кандидатов наук –17.
Имеют почётные звания:
1 чел. - «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Почётный строитель России»;
1 чел. - академик Международной академии информатизации, академик Международной академии наук Евразии, член Всемирной академии наук Комплексной безопасности, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники», лауреат премии МЧС России в области научно-технических разработок;
1 чел. - лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования;
1 чел. - академик Национальной академии наук пожарной безопасности;
2 чел. - действительные члены Российской академии естественных наук (РАЕН);
1 чел. - действительный член Российской экологической академии (РЭА);
1 чел. - член-корреспондент РЭА;
1 чел. - академик Международной академии информатизации (статус ООН);
1 чел. - член Комиссии РАН по техногенной безопасности;
1 чел. - член Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся учёных;
2 чел. - профессора Академии военных наук.
Все НПР Кафедры проходят в установленном порядке процедуру избрания по конкурсу. На Кафедре значительное внимание уделяют повышению квалификации и профессиональному мастерству. Преподаватели кафедры постоянно занимаются научной деятельностью, принимают участие в научно-практических, в т.ч. и международных конференциях, осуществляют научное руководство обучающимися.
Стратегическими инициативами развития Кафедры в области укрепления кадрового потенциала являются:
1) повышение квалификации НПР по следующим направлениям: формирование информационно-коммуникационной компетентности; современные информационные технологии обучения; поддержание и развитие сугубо профессиональных компетенций по профилю Кафедры;
2) направление НПР Кафедры на стажировки в профильные организации в интересах приобретения умений и практических навыков в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;
3) создание условий для привлечения на Кафедру молодых работников в штат;
4) создание условий для привлечения на Кафедру ведущих специалистов-практиков;
5) поддержка и поощрение инициатив научно-педагогических работников Кафедры;
6) развитие наставничества среди ППС.
Стратегической задачей Кафедры в области укрепления кадрового потенциала является обеспечение гарантированного воспроизводства и формирования высокопрофессионального, сплоченного коллектива, сохраняющего и приумножающего опыт и многолетние традиции Финуниверситета.
2.4. Международная деятельность
Кафедра активно взаимодействует с ведущими профильными вузами Республик Казахстан и Беларуси, Узбекистана, Сербии, Вьетнама, в том числе в рамках организации и проведения научных мероприятий.
Основными направлениями развития данного сотрудничества являются:
- чтение лекций в интересах обмена опытом в рамках программы «Приглашенный профессор»;
- взаимное рецензирование научных работ;
- подготовка коллективных учебников, учебных пособий, монографий, научных статей;
- проведение научных и научно-практических мероприятий;
- участие в рабочих группах и консультативных советах;
- подготовка отзывов и заключений на проекты;
- оказание консультативной помощи.
В рамках взаимного сотрудничества в области проведения совместных научных исследований в сферах, представляющих обоюдный интерес, а также взаимных визитов НПР Кафедры с целью преподавания, повышения квалификации и обмена научно-исследовательским опытом, участия в научных мероприятиях (симпозиумы, семинары, конференции), Кафедрой инициировано и организовано подписание Соглашения о сотрудничестве по вышеуказанным вопросам между Финуниверситетом и Международной академией гражданской обороны (г. Женева, Швейцария, 08.12.2021 г.).
Кроме того, в рамках повышения квалификации и обмена научно-исследовательским опытом, участия в научных мероприятиях (симпозиумы, семинары, конференции), Кафедрой организовано взаимодействие с Российско-Сербским гуманитарным центром (г. Ниш, Республика Сербия).
Стратегическими инициативами Кафедры в области развития международной деятельности на 2024 - 2029 гг. являются:
- развитие научных связей Кафедры с основными партнерами и привлечение новых зарубежных партнеров к совместной научной деятельности;
- расширение участия НПР Кафедры в международных проектах;
- подготовка учебников по курсам «Антитерроризм» и «Школа выживания» (на русском и английском языках);
- регулярная публикация научных материалов НПР Кафедры в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования (в т.ч. Scopus и Web of Science);
- публикация материалов НПР Кафедры совместно с зарубежными учеными;
- организация мероприятий в интересах укрепления международного сотрудничества и повышения имиджа Финуниверситета.
Стратегической задачей Кафедры в области развития международной деятельности является развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными учеными и организациями дружественных стран в интересах обеспечения национальной безопасности РФ.
2.5. Воспитательная деятельность
НПР Кафедры регулярно проводят воспитательную работу с обучающимися. Эта работа является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. Она нацелена на всестороннее развитие личности студента, его социальную адаптацию и профессионализм, военно-патриотическое воспитание.
Основным содержанием воспитательной работы является: раскрытие творческих, интеллектуальных и организационных способностей обучающихся, эстетическое и духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни, развитие студенческого самоуправления, помощь в реализации инициатив.
Коллектив Кафедры стремится в ходе аудиторного и внеаудиторного общения с обучающимися воспитывать в них активную гражданскую позицию, трудолюбие, формировать уважение к правам личности, нетерпимость к коррупционным и другим негативным проявлениям.
Стратегическими инициативами Кафедры в воспитательной деятельности на 2024 - 2029 гг. являются:
- создание Международной школы выживания в условиях современных вызовов, угроз и рисков для студентов, преподавателей, населения;
- создание Клуба волонтеров «Безопасность жизнедеятельности»;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию знаний в сфере безопасности жизнедеятельности в мирное и военное время;
- проведение встреч с ведущими учеными и практиками из профильных организаций (подразделений), популярными в медиа-пространстве и осуществляющих профессиональную деятельности в сфере обеспечения безопасности;
- проведение мероприятий, направленных на героизацию современных примеров самоотверженных действий и самопожертвования на благо общества и страны, в том числе, в ходе СВО;
- развитие и актуализация инновационного потенциала талантливой молодежи;
- совершенствование форм индивидуальной работы с обучающимися с ограниченными возможностями;
- укрепление ценностей института семьи, стимулирование интереса студентов к историческому и культурному наследию России и малой Родины;
- формирование опыта межнационального и межконфессионального общения, предупреждения и разумного разрешения конфликтов в рамках учебных и научных мероприятий;
- пропаганда здорового образа жизни, популяризация физической культуры и спорта среди обучающихся;
- экологическое воспитание обучающихся;
- формирование чувства корпоративной общности, гордости за принадлежность к студенческому сообществу;
- участие в развитии воспитательной среды Финуниверситета в интересах укрепления национальной безопасности РФ.
Стратегической задачей Кафедры в воспитательной работе является обеспечение современного военно-патриотического воспитания, в части: культуры безопасности и экологической культуры, дисциплинированности, высоких морально-психологических качеств личности гражданина-патриота; творческого мышления, лидерских качеств, способности сохранять и укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности и всегда действовать в интересах общества и государства.
2.6. Профориентационная деятельность
Основным направлением профориентационной деятельности Кафедры является профориентационная деятельность в интересах привлечения слушателей на программы дополнительного образования (повышения квалификации и др.).
Стратегические инициативы Кафедры в профориентационной деятельности на 2024 - 2029 гг. являются:
- продвижение программ дополнительного образования Кафедры на сайте Финуниверситета и на сайтах организаций-партнеров;
- продвижение программ дополнительного образования Кафедры в популярных социальных сетях;
- адресная профориентационная работа с потенциальными потребителями образовательных услуг программ дополнительного образования Кафедры;
- публикации и выступления преподавателей Кафедры в телевизионных, печатных и электронных средствах массовой информации в интересах рекламы программ дополнительного образования Кафедры и набора слушателей;
- организация и проведение мероприятий «День открытых дверей» в интересах рекламы программ дополнительного образования Кафедры и набора слушателей;
- использование профориентационного фильмофонда МЧС России, Минобороны России и профильных министерств и госкорпораций.
Стратегической задачей Кафедры в профориентационной работе является становление и развитие системы мероприятий, направленных на гарантированное привлечение слушателей на программы дополнительного образования (повышения квалификации и др.) Кафедры.
2.7. Развитие инфраструктуры
С 2023-2024 г.г. Кафедра активно развивает материально-техническую базу, занимается оборудованием специализированных аудиторий по дисциплинам «Основы военной подготовки» и «Безопасность жизнедеятельности» на административных территориях Финуниверситета.
Стратегическими инициативами Кафедры в развитии инфраструктуры являются на 2024 - 2029 гг. являются:
- дооборудование специализированных аудиторий по дисциплинам «Основы военной подготовки» и «Безопасность жизнедеятельности» на административных территориях Финуниверситета;
- создание Центра принятия решений (ситуационного центра) в условиях рисков возникновения ЧС с использованием искусственного интеллекта для студентов, преподавателей, населения.
Стратегической задачей Кафедры в этом направлении является развитие инфраструктуры, обеспечивающей повышение эффективности научно-образовательной деятельности Кафедры и предоставление студентам высоко конкурентных образовательных услуг в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности в мирное и военное время.
Ключевые ожидаемые результаты реализации настоящей концепции отражены в Приложении 1.
В ходе дальнейшей деятельности Кафедры планируется достижение показателей в соответствии с программой развития Финансового университета до 2030 года. Отдельные целевые индикаторы развития кафедры «Безопасность жизнедеятельности» на период 2025-2029 гг. отражены в Приложении 2.
Приложение 1
Ключевые ожидаемые результаты
Быстрая победа (quick wins) – 2024 год (вторая половина года) | Плановый период (planning period) – 2025-2027 год | Стратегический результат (strategic result) – 2029 год |
- совершенствование и реализация в учебном процессе учебно-методического обеспечения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки», методов и средств их реализации с учетом современных требований;
- подготовка учебно-методического обеспечения новых учебных дисциплин учебного модуля «Технологическая безопасность, устойчивость экономики и территорий»: «Экологический императив технологического развития», «Антитеррористическая защита природно-техногенных комплексов», «Устойчивость экономики и территорий в условиях военных угроз» (направление бакалавриата «Экономика»);
- подготовка к реализации и продвижение программ повышения квалификации: «Инженерная защита окружающей среды», «Гражданская оборона», «Антитеррористическая защищенность вуза: психологическая модель безопасного поведения», «Методика преподавания образовательного модуля «Основы военной подготовки» в образовательных организациях», «Пожарная безопасность»;
- подготовка и подача заявок на выполнение научных исследований в области защиты населения и территорий, обьектов экономики от ЧС природного и техногенного характера, экономики превентивных мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, проведения аварийно-спасательных работ;
- проведение ежегодной международной научно-практической конференции «Теория и практика экономики гражданской защиты на страже безопасности жизнедеятельности современного общества»;
- насыщение журнала «Безопасность в современном мире», созданного Кафедрой, статьями ведущих ученых и специалистов кафедры и профильных организаций с целью включения журнала в категорию журналов ВАК;
- разработка концепции и плана мероприятий по созданию Международной школы выживания в условиях современных вызовов, угроз и рисков для студентов, преподавателей, населения;
- разработка концепции и плана мероприятий по созданию Клуба волонтеров «Безопасность жизнедеятельности»;
- разработка концепции и плана мероприятий по созданию Центра принятия решений (ситуационного центра) в условиях рисков возникновения ЧС с использованием искусственного интеллекта для студентов, преподавателей, населения;
- дооборудование специализированных аудиторий по дисциплинам «Основы военной подготовки» и «Безопасность жизнедеятельности» на административных территориях Финуниверситета.
| - продолжение совершенствования и реализация в учебном процессе учебно-методического обеспечения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки», методов и средств их реализации с учетом современных требований;
- реализация новых учебных дисциплин учебного модуля «Технологическая безопасность, устойчивость экономики и территорий»: «Экологический императив технологического развития», «Антитеррористическая защита природно-техногенных комплексов», «Устойчивость экономики и территорий в условиях военных угроз» (направление бакалавриата «Экономика»);
- реализация программ повышения квалификации: «Инженерная защита окружающей среды», «Гражданская оборона», «Антитеррористическая защищенность вуза: психологическая модель безопасного поведения», «Методика преподавания образовательного модуля «Основы военной подготовки» в образовательных организациях», «Пожарная безопасность»;
- разработка и подготовка к реализации новых программ повышения квалификации («Специальная оценка условий труда», «Тактическая медицина», «Прогнозирование и противодействие терроризму»);
- выполнение научных исследований в области защиты населения и территорий, обьектов экономики от ЧС природного и техногенного характера, экономики превентивных мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, проведения аварийно-спасательных работ;
- проведение ежегодной международной научно-практической конференции «Теория и практика экономики гражданской защиты на страже безопасности жизнедеятельности современного общества»;
- проведение ежегодной секции «Экономические аспекты гражданской обороны и защиты населения» Международной научно-практической конференции «Гражданская оборона на страже мира и безопасности» (на площадке АГПС МЧС России, в рамках заключённого Соглашения между Академией ГПС МЧС России и Финуниверситетом);
- включение журнала «Безопасность в современном мире» в категорию журналов ВАК и дальнейшее развитие журнала с целью его включения в категорию К2;
- заключение соглашений о сотрудничестве с ведущими вузами и профильными организациями;
- создание Международной школы выживания в условиях современных вызовов, угроз и рисков для студентов, преподавателей, населения;
- создание Клуба волонтеров «Безопасность жизнедеятельности»;
- реализация плана мероприятий по созданию Центра принятия решений (ситуационного центра) в условиях рисков возникновения ЧС с использованием искусственного интеллекта для студентов, преподавателей, населения;
- дооборудование специализированных аудиторий по дисциплинам «Основы военной подготовки» и «Безопасность жизнедеятельности» на административных территориях Финуниверситета;
- становление и развитие системы мероприятий, направленных на гарантированное привлечение слушателей на программы дополнительного образования (повышения квалификации и др.).
| - Кафедра - ведущий научно-методологический и учебно-методический центр образования, повышения культуры безопасности и рискологической грамотности обучающихся и сотрудников Финуниверситета, а также сотрудников широкого круга внешних российских организаций;
- Кафедра занимает лидерские позиции на рынке образовательных услуг в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях прогрессирующей информатизации общества и цифровизации экономики с учетом динамики международной военно-политической обстановки;
- Кафедра является современной активной научной площадкой для генерации новых знаний и разработки инновационных решений в интересах гарантированного достижения национальных целей развития Российской Федерации, включая обеспечение комплексной безопасности населения, территорий и обьектов экономики РФ.
- Кафедра обеспечивает гарантированное воспроизводство и формирование высокопрофессионального, сплоченного коллектива, сохраняющего и приумножающего опыт и многолетние традиции Финуниверситета;
- Кафедра сотрудничает с зарубежными учеными и организациями дружественных стран в интересах обеспечения национальной безопасности РФ;
- Кафедра обеспечивает современное военно-патриотическое воспитание студентов;
- На Кафедре реализуется эффективная система мероприятий, направленных на гарантированное привлечение слушателей на программы дополнительного образования (повышения квалификации и др.).
|
Приложение 2
Отдельные целевые индикаторы развития кафедры «Безопасность жизнедеятельности» на период 2025-2029 гг.
Наименование индикатора
| Годы |
2025 г. | 2026 г. | 2027 г. | 2028 г. | 2029 г. |
1
| 4
| 5
| 6
| 7 | 8 |
Число публикаций, индексируемых в международных информационно-аналитических базах данных Web of Science, Scopus в расчёте на одного научно-педагогического работника, единиц | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | 0,95 |
Объем НИОКР, в расчёте на одного научно-педагогического работника, тыс. руб. | 1100 | 1229 | 1354 | 1589 | 1815 |
Удельный вес численности НПР, имеющих учёную степень кандидата и доктора наук, в общей численности научно-педагогических работников, процент
| 82 | 83 | 85 | 87 | 89 |
Объем средств полученных от реализации программ дополнительного профессионального образования в расчёте на одного НПР, тыс. руб. | 295 | 308,5 | 325 | 330 | 345 |
Доля внебюджетных средств от проведения НИОКР в общем объёме средств, полученных от проведения таких работ, процент
| 16 | 17 | 19 | 20 | 21 |
Доля научно-педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку в области цифровых компетенций и применения цифровых технологий в образовании, в общей численности работников, процент
| 76 | 80 | 84 | 88 | 92 |
Количество образовательных программ с Российскими и зарубежными университетами, единиц
| 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |