Кафедра анализа данных и машинного обучения Факультета информационных технологий и анализа больших данных

Петросов Давид Арегович

Ведущий научный сотрудник

К пятидесятилетию кафедры высшей математики ВЗФЭИ (2008 год) – вспоминает доцент Н.Д. Голичева

​​​​​​​​Н.Д. Голичева​​​В конце 1980-х, уже практически на излете советского периода, попалась мне в руки небольшая повесть «Кафедра». Собственно, тогда не так много было книг о нашей вузовской жизни, а, если и были, то с самыми шаблонными и стандартными сюжетами и нравоучениями. В атмосфере гласности любые книжки, в которых более или менее честно рассказывалось о нашем нелегком хлебе преподавателя высшей школы, были особенно притягательны. Читая, я сравнивала со своей работой – это так, как в повести, а это совсем не так. И конечно, же, все одинаково и быть не могло. Жизнь настолько сложна и непредсказ​уема, что для каждого из нас заготовила свои сюжеты…

Вот уже тридцать лет я на кафедре высшей математики ВЗФЭИ. Собственно, это сознательная жизнь взрослого человека. И если бы я написала, что это была только ее сплошная «белая полоса», то покривила бы душой. Были трудности, были и некоторые разочарования, но была и радость, и гордость за нашу кафедру и за себя.​

Н.Д. Голичева  ​​​

​​В далекие 1970-е после преподавания в техникуме я первый раз переступила порог институтской аудитории и остолбенела. За столами сидели взрослые люди, намного старше меня, занимающие руководящие должности, с жизненным опытом. Вспоминаю этот момент, а перед глазами и сейчас стоят кадры из телефильма «Большая перемена». Нестор Петрович ведет урок в вечерней школе, ученики после рабочего дня обсуждают дела производственные и дела житейские, бывало, что кое-кто и пивка успел попить. Ощущение такое, будто в клетку к хищникам зашел и надо дрессировкой заниматься. Но какие это были благодарные, тактичные, воспитанные люди. Математика не каждому дается сразу. Но как они старались, как им хотелось «не ударить лицом в грязь». И занимались, разбирались с задачками, целенаправленно шли вперед. Мне казалось даже странным, что очень занятые и производством, и бытом взрослые люди так организованно выполняют задания, приходят на собеседования по контрольным работам. Теперь понимаю: это было проявление чувства высокой ответственности. Преподаватель был для них не дрессировщик, а наставник. Сегодня, когда встречаемся на улице, обязательно постоим, поговорим.

Н.Д. ГоличеваСейчас ситуация изменилась, наши студенты помолодели. Глядя в аудиторию со своего преподавательского места, я вижу молодые красивые пытливые лица, умные горящие глаза. Конечно, взаимоотношения изменились. Теперь для них преподаватель – не только передатчик знаний, но и воспитатель. Ведь делятся они и своими жизненными проблемами, и неурядицами. Чувствуешь, как часто нужна не только лекция по математике, а порой после занятий простой душевный разговор, жизненный совет.

Вот так за тридцатилетний период моей работы произошло изменение контингента, а следовательно, и психологии общения со студентами. Говорят, что математика сухая наука. Наверное, это так и не так. Именно кафедра своими советами сумела обеспечить безболезненную смену методик работы с взрослыми людьми и вчерашними школьниками. И главная здесь составляющая – психологическая.

Атмосфера нашей кафедры побудила меня и к написанию кандидатской диссертации, получению ученого звания доцента. Буду откровенной, был период, когда занятие наукой казалось каким-то грузом, от которого так и хотелось увернуться. Но тактичная требовательность нашего заведующего кафедрой, профессора Н.Ш. Кремера сделала свое дело. И я благодарна ему за это. Иначе можно было уподобиться той точке на плоскости, которых великое множество. Когда эта точка решила стать центром окружности (известно, что любая точка может стать таким центром, нужны только циркуль и карандаш), то побоялась давления циркуля. Когда же решила стать вершиной угла, то побоялась пересечения с лучами. Так и осталась обыкновенной точкой на плоскости.

Это, конечно, притча, но в ней заключен большой смысл.

Хочется как-то по-особому поздравить состав нашей кафедры с пятидесятилетием. Не претендуя ни на что, скажу следующее:

​​​Ты и строга, ты и мудра,
Наша милая кафедра.

С профессором Кремером, что впереди,
К новым свершеньям готовы идти!​​

Всем я успехов хочу пожелать,
А кафедре нашей и впредь процветать!

​​







С ​​праздником, дорогие коллеги, с пятидесятилетием нашей кафедры! 

Искренне желаю Всем доброго здоровья, благополучия, любви и счастья в жизни! 

​Наталья Дмитриевна Голичева,

кандидат экономических наук, доцент, 
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации​,
доцент Смоленского филиала кафедры высшей математики ВЗФЭИ с 1976 по 2012 год

25 сентября 2008 ​года​