11 апреля 2023 года в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась выставка «ExpoElectronica», которая включала в себя проведение круглых столов на различные тематики, связанные с электронной и радиоэлектронной промышленностью.
В качестве одного из спикеров пленарной сессии «Актуальные вопросы развития электронной промышленности в РФ» выступил руководитель Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Тюриков Александр Георгиевич. Тема доклада "Ключевые тенденции развития российского рынка труда в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности России", который содержал результаты исследования ключевых тенденций развития рынка труда в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности в России.
В настоящее время существует проблема дефицита инженерно-технических кадров. 1 сентября 2022 года по сравнению с сентябрём 2021-го количество работников в возрасте от 20 до 34 лет уменьшилось на 998 тысяч человек. Это без учёта объявленной прошлой осенью частичной мобилизации и релокации граждан в соседние страны.
При этом число вакансий на производстве за последние три года выросло на 10%, и хотя предприятия в 2022 году подняли зарплаты на 14%, желающих трудоустроиться мало: на одну вакансию приходится 1,8 резюме. Оптимальным считается уровень пять-шесть соискателей на вакансию.
Студенты вузов и колледжей очень слабо связаны со сферой, в которой им предстоит трудиться. Обучение сейчас проводится без опоры на реальный сектор экономики. За счёт первичного образования можно закрыть только 10–15% потребности в кадрах
По результата опроса, проведенного в 2021 году, дефицит кадров является одной из актуальных проблем на рынке турда в электронной промышленности по мнению 61 % работодателей. В 2022 году важность данной проблемы отметило 36,6% работодателей, но несмотря на это, она остается одной из лидирующих среди остальных.
Говоря о средней оценки потребности в кадрах, в соответствие с материалами экспертного опроса, проведенного осенью 2022 года, наиболее востребованными являются высококвалифицированные специалисты, ученые, научные сотрудники.
В том числе студенты-социологи 2 курса Факультета социальных наук и массовых коммуникаций в рамках практико-ориентированных занятий по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» приняли участие в полевом этапе исследования. Опрос респондентов осуществлялся на базе данной выставки. Студенты выступали в качестве интервьюеров и на собственном опыте изучили процесс получения первичной информации от респондентов. Организаторами данного практического семинара были руководитель Департамента социологии Тюриков Александр Георгиевич, заместитель руководителя департамента по научной деятельности Шихгафизов Пирмагомед Шихмагомедович и главный специалист департамента Морозова Анастасия Сергеевна.