Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на деятельность российских предприятий, бизнес оказался в новой турбулентной реальности. Некоторые виды деятельности предпринимательства были частично или полностью приостановлены,[1] система взаимодействия с партнерами, обществом и государством вынужденно трансформировалась: привела к ненадлежащему исполнению обязательств или их неисполнению перед контрагентами. Тем не менее не все подобные случаи могут быть объяснены форс-мажорными обстоятельствами, 21 апреля 2020 года Верховный суд привел перечень критериев, соблюдение которых позволяет признать пандемию Covid-19 основанием для прекращения обязательств, к ним относятся: чрезвычайность, невозможность предотвращения при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

В феврале 2022 года Учебно-научная социологическая лаборатория Департамента социологии Финуниверситета провела социологическое исследование, целью которого являлся поиск ответа на принципиальный вопрос - является ли пандемия COVID-l9 форс-мажором для бизнеса и возможной причиной пересмотра условий кредитных и иных договоров в разрезе статей 451 и 401 ГК.

Для реализации исследования проведено 60 интервью с представителями бизнеса, юристами, сотрудниками банковских сфер и лидерами общественного мнения в бизнес-среде.

Сбор данных осуществлен методом телефонного интервью CAPI.

Говоря о результатах опроса, важно отметить, что каждый четвертый предприниматель считает, что предпринятые меры были не нужны: «… только теперь, когда другие штаммы пошли мы понимаем, что эти закрытия больших ТЦ, предприятий это было просто не нужно…».

Что касается проблем, с которыми столкнулись бизнесмены во время пандемии, то наиболее значимыми из них стали: падение совокупного спроса (63%), повышение неопределенности будущего (47%) и рост стоимости ресурсов (в т. ч. рабочей силы из-за рубежа) (35%).

Относительно экономических издержек, каждые 6 из 10 опрошенных указали, что их выручка снизилась, каждый третий отметил, что осталась на том же уровне и лишь 13% отметили, что выручка увеличилась.​


Что касается компенсации издержек государством, то абсолютное большинство (более 80%) опрошенных - как лидеров общественного мнения, экспертов в сфере юриспруденции, так и самих предпринимателей - отметили, что она оказалась гораздо ниже понесенных потерь.

Говоря о ключевом вопросе исследования, можно сделать вывод, что каждый второй опрошенный эксперт из сферы бизнеса (56%) считает пандемию форс-мажором, с вытекающими отсюда административными, финансово-экономическими и правовыми решениями. 


Большинство бизнесменов аргументирует необходимость признания пандемии форс-мажором тем, что ограничительные меры, введенные государством в отдельных сферах, полностью ограничили возможность нормального функционирования бизнеса.

Тем не менее, признание введенных государственных мер противодействия COVID-19 форс-мажором и возможной причиной пересмотра условий кредитных и иных договоров в разрезе статей 451 и 401 ГК РФ может привести к росту численности псевдо-пострадавших от пандемии бизнесменов, которые будут иметь возможность злоупотребления своим положением. Это, в свою очередь, способно привести к нарушению экономической стабильности в государстве и увеличению афер в сфере бизнеса. Однако, как отмечают юристы, даже в таких случаях суд взвешивает все обстоятельства конкретного дела.​​


[1] Указы Президента РФ от 25.03.2020 N 206; от 02.04.2020 N 239; от 28.04.2020 N 294; от 11.05.2020 N 316; от 04.01.2021 N 12​