​​В Cовете Федерации прошел Круглый стол «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем» 

Беспилотные технологии занимают все больше места в жизни. Сейчас отрасль БПЛА находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста, является одной из самых перспективных и востребованных. Специалисты, которые владеют такими навыками, могут решать самые разные задачи. Для опережающего развития российской экономики очень важно формировать навыки и знания использования БПЛА систем уже начиная с подросткового возраста, применять технологии обучения в школе и активно развивать дополнительные форматы обучения. 
В мае этого года по поручению Президента Правительство приняло соответствующую стратегию развития этой важной новой отрасли. Разработан и утверждён соответствующий национальный проект. Такой высокий статус документа говорит о большом значении, которое придаётся этому направлению. Особенно сегодня, во время стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации и многих других важных направлений технологического развития. 
Как сделать так, чтобы обучение БПЛА стало доступно в каждой школе? 
Еще этой весной Президент России Владимир Путин предложил включить курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами в расписание обучения в образовательных организациях, в том числе в школах. 
Этим летом в Совете по развитию цифровой экономики, созданный при СовФеде предложение президента не осталось не замеченным, и участники Совета уже предложили изучать основы управления БПЛА непосредственно в школах. Предложение было поддержано Минпросвещением. 
Кружки беспилотных авиационных систем позволяют развивать и совершенствовать навыки детей в области программирования на различных языках, конструирования летательных аппаратов, решения задач по управлению робототехникой, задач по микроэлектронике и так далее. 
Новые знания могут быть востребованы школьниками при выборе будущей профессии. В ближайшие годы потребность в специалистах в отрасли беспилотной авиации будет возрастать. Сельское хозяйство, мониторинг полезных ископаемых, геодезия и картография, логистика — это отрасли, в которых в ближайшие годы будет наблюдаться наиболее высокий спрос на специалистов по управлению беспилотниками. 
Включение занятий по беспилотникам в программу основного общего образования должно помочь обеспечить кадровый суверенитет России в авиационной сфере. 
Тема БПЛА в школах и кружках, нашла бурный отклик. Есть предложение изучать его в рамках предмета «Технология» или в рамках отдельного урока. 
В этом году Минспорт России признал программирование БПЛА спортивной дисциплиной. Ранее заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил расширить список обязательных дисциплин комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включив туда управление беспилотником. 
Многие подростки уже сейчас увлекаются в технических кружках спортивными дисциплинами, связанными с БПЛА. Например занимаются дрон-рейсингом. Это не просто управление БПЛА. Спортсмены используют специальные FPV-модели, то есть изображение передается в очки, которые надеваются на пилота, стоящего с пультом на земле. 
С началом СВО многие подростки спортсмены столкнулись с большими сложностями в связи с запретом полетов БПЛА. Внесение беспилотников в список спортивного инвентаря значительно упростит тренировочный процесс для спортсменов и подачу заявок на полет. 
В этих условиях, особенно остро стоит возможность организации обучения педагогов школ знаниями в области БПЛА. Я знаю, такой позитивный опыт уже имеется у Московской области. По поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева, в 2021 году патриотический "Авангард" разработал курс, который позволит обучить педагогов школ, работающих по предметам "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности", модулю по беспилотным аппаратам. 
В рамках каждого предмета изучают и технологию создания физического беспилотника, его ремонт, программирование, правила пилотирования, переноски грузов, работа с беспилотником в рое, когда их много. 
Есть и сложности – беспилотниками подростки увлекаются в 5-8 классе, но в выпускных классах они сконцентрированы на экзаменах. Навыки утрачиваются, пропадает интерес. Наша задача продумать возможность самореализации вчерашних школьников. 
В кружках школьники с интересом изучают БПЛА, но в 9, 10 и 11 классе они главным образом сосредоточены на экзаменах, поэтому важно поддерживать их интерес в старших классах. Как вариант – составлять задачи на экзаменах при поступлении в технические ВУЗы с учетом темы БПЛА. 
В рамках национальной технологической олимпиады для школьников с 8 по 11 класс существует профиль «Беспилотные авиационные системы», который посвящен решению современных задач с помощью беспилотных летательных аппаратов самолетного типа (БЛА). 
Для решения поставленных задач участники разрабатывают систему автоматического управления для БЛА (ориентация, навигация, управление); анализируют и обрабатывают информацию с различных датчиков; применяют искусственный интеллект (техническое зрение) для анализа снимков; автоматизируют процесс обработки полученных данных об исследуемом объекте. Это отличный шанс в случае победы получить возможность поступить в университет без вступительных испытаний. 
Разработка беспилотных воздушных судов и оптических систем станут направлениями нового, седьмого сезона студенческой олимпиады «Я – профессионал». 
По оценкам экспертов, только в сельском хозяйстве уже в 2024 г. потребуется 60 тыс. таких специалистов. Отрасль будет ежегодно нуждаться в подготовке «нескольких сотен тысяч» операторов беспилотных летательных аппаратов, а также инженеров и инженеров-конструкторов, программистов. 
Правительство России утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г.» распоряжением от 21 июня 2023 г. Ее реализация призвана обеспечить для гражданских отраслей продуктового и технологического суверенитета в области беспилотных авиационных систем. В России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. 
"Реализуются программы обучения БПЛА и на уровне регионов. В Москве на базе инновационно-образовательного комплекса «Техноград» открылась программа дополнительного профессионального образования в области авиационной робототехники «Оператор БПЛА». Слушатели курса смогут освоить профессии, востребованные на рынке, а также повысить уровень компетенций в управлении беспилотным транспортом. По окончании курсов участники получат сертификаты или удостоверения о повышении квалификации государственного образца" - подтвердил директор по EdTech Евгений Нежданов. 

nE6JTAznMRU.jpg