А вот с точки зрения выбора конкретного направления получилось достаточно интересно: сперва хотел поступить на «Кредит», но волею судеб попал на «Финансы». И сейчас ничуть об этом не жалею. С конца 4 курса начал трудовую деятельность в небольшой компании, где занимался внедрением бюджетирования и управленческого учета.
А почему не свой бизнес? Рассматривали ли вообще такой вариант развития своего будущего?
Честно говоря, до 1998 года у меня был небольшой бизнес, ориентированный на импорт товаров в Россию, однако август 1998 года все расставил на свои места.
После этого я решил обезопасить себя от предпринимательского риска и начал строить свою карьеру как наемный работник. Как оказалось, это тоже может быть не менее увлекательным с точки зрения личного развития.
Вспомните Ваши студенческие годы. Чем вы увлекались в то время, помимо учебы, чем бы Вы хотели заниматься тогда, о чем пожалели?
В студенческие годы я плотно занялся наукой, и, как ни странно, этому очень сильно поспособствовал КВН, который был придуман кафедрой "Финансы" и был посвящен финансам.
Я волею судеб стал капитаном команды, собранной из двух групп. Задача была поставлена очень интересная, так как шутить надо было про финансовую науку, а это значит, что, с одной стороны, это должно было быть смешно, а с другой - нужно было не ударить в грязь лицом и показать знание предмета. Но вроде все получилось, так как после КВН меня пригласили поучаствовать в научной работе на кафедре. Начал участвовать в конференциях с научными докладами, как в стенах Финансовой академии, так и вне.
А второе, к чему привел КВН - студенческий театр. В выходные мы готовили спектакли для детей и преподавателей, выступали как в родных стенах, так и на других площадках.
Что же касается того, о чем я бы готов был сейчас пожалеть - пожалуй, нет такого. С теплом вспоминаю те годы, которые я провел в Финансовой академии. Если бы был шанс вернуться и прожить еще раз эти студенческие годы, я бы этим обязательно воспользовался.
А тяжело ли было учиться, совмещая учебу, науку и имея такую насыщенную студенческую активность?
Студенческие годы – это минимодель взрослой жизни, когда твое будущее зависит исключительно от самого себя. Ты сам выбираешь, чем тебе лучше заниматься в данный момент. Нравится учиться – учись, хочешь пойти работать – пожалуйста. Но при этом каждый должен отдавать отчет, что человек несет полную ответственность за те решения, которые он принимает, так как именно они в дальнейшем влияют на всю его оставшуюся жизнь. Понимая все это, мне удалось сохранить баланс между студенческой активностью и учебой, поэтому, учиться в меру было легко.
Работали ли Вы где-нибудь, будучи еще студентом, или же все время уделяли только учебе?
Учились мы тогда пять курсов, на последнем занятия начинались вечером, поэтому я после окончания 4 курса решил воспользоваться свободным временем и начал работать. До этого же, как я уже говорил, был небольшой бизнес, который позволял иметь дополнительный доход к стипендии.
Кем и чем обусловлен выбор: необходимостью зарабатывать или получением профессионального опыта?
Обусловлено и тем, и другим.
Расскажите подробнее о Вашей карьере. В какой компании и с какой позиции Вы начинали?
Первым местом работы была компания с оборотом около ста миллионов долларов. Позиция - финансовый менеджер, что вряд ли скажет о чем-то конкретном. Тогда я попал в команду, которая занималась внедрением бюджетирования и управленческого учета. В дальнейшем этот опыт помог мне и на будущем месте работы, где пришлось самому буквально с нуля выстраивать такую систему.
А что было дальше, как удалось попасть в Novartis?
До Novatris было 10 лет работы на руководящих позициях в крупных российских компаниях. В Novartis же я попал сразу же после того, как окончил full-time MBA в INSEAD во Франции. Чтобы попасть в эту компанию, я прошел шесть интервью, которые проходили на кампусе во время учебы и в штаб-квартире компании в Базеле. При этом по окончании INSEAD у меня были предложения о работе от пяти компаний, так что я уже мог выбирать, где продолжить свою карьеру. По профессиональным и географическим предпочтениям я выбрал работу в штаб-квартире Novartis в Швейцарии.
Почему не остались там после двух лет работы, а решились, так сказать, вернуться на Родину и уйти в Первую Грузовую компанию? Не устроили перспективы?
Нет. Мне предложили знаковый проект в моей карьере, который меня заинтересовал. Так что несмотря на отличный баланс между работой и личным временем, а также хорошие карьерные перспективы в Novartis, я все-таки предпочел вернуться в Россию. Здесь меня подкупила, во-первых, команда высочайших профессионалов, которая и предопределила мой выбор, а во-вторых, амбициозные задачи, что стояли передо мной.
Как Вы относитесь к стажировкам? Кто больше заинтересован в них - студенты или работодатели?
На самом деле, стажировки - обоюдная выгода.
Студент может попробовать на вкус его будущее место работы, узнать, подходит ли ему такое направление и проявить себя. А работодатель в это время может понять, насколько студент отвечает его требованиям и ожиданиям для той или иной позиции.
А есть ли у Вашей компании желание пригласить студентов Финансового университета на стажировку?
Да, у нас есть такая практика. И есть даже очень хорошие примеры, где ребята приходили на начальные позиции и достаточно быстро делали карьеру.
Все зависит не только от тех знаний, которыми обладает студент, а прежде всего, от его умений быть интеллектуально гибким, принимать нестандартные решения, думать не штампами, а просто уметь думать и развиваться. Мы живем в быстроразвивающемся мире, где без этих навыков, на мой взгляд, не обойтись.
На Ваш взгляд, в чем секрет успешного (проходного) резюме студента? Что бы заинтересовало Вас в первую очередь?
Главная задача любого резюме - понравиться в первые 15 секунд. Не секрет, что работодатели на резюме обычно тратят 15-30 секунд, и, если оно не зацепило, его до конца не дочитают. Студенты в своем профессиональном опыте друг от друга не сильно отличаются, поэтому их задача показать в резюме в первую очередь те факты, которые ищет потенциальный работодатель.
Секрет успеха - подойти нестандартно и сделать так, чтобы резюме вас хорошо продавало и приводило к собеседованию.
Вот нам говорят: "Тяжело в учении, легко в бою". Вы получили красный диплом, MBA-степень, у Вас приличный опыт работы. Легко Вам в бою?
Не покривлю душой, если скажу, что стремление к знаниям никогда не мешало в жизни.
Но, в моем понимании, красный диплом не показатель ума, так как технически зазубрить предмет и сдать экзамен - не так сложно. Экзамены часто ограничены закрытым перечнем вопросов, на которые уже предлагается стандартный ответ. В моем понимании, намного важнее уметь применять полученные знания, а также иметь способность определять пробелы в знаниях и самостоятельно их закрывать.
Это также важно и потому, что в некоторых науках, прежде всего в IT, знания, полученные на первом курсе, могут уже устареть на пятом.
Часто ли сталкиваетесь с нестандартными задачами, которые вызывают у Вас сложности в их решении?
Нестандартные задачи - это только плюс. Они развивают и заставляют совершенствоваться, заставляют думать. Сталкиваюсь может быть не так часто, как хотелось бы, но моя текущая роль постоянно подкидывает нестандартные задачки.
Расскажите о Вашей текущей позиции в компании, в чем заключаются Ваши обязанности заместителя генерального директора по экономике и финансам?
Стандартная роль CFO. Я курирую такие направления, как Контроллинг, Корпоративные финансы и Казначейство, Финансовый учет и отчетность, IR и другие.
Это то, чем Вы хотели заниматься или есть какие-то планы и неудовлетворенные амбиции?
Да, хотел. А амбиции – они должны быть всегда. К счастью, моя текущая роль предоставляет достаточно возможностей для дальнейшего развития.
О сотрудниках: предпочитаете полировать гранит или лепить из пластилина?
И то, и другое имеет право на жизнь. Вопрос в том, насколько гранит имеет понимание, в каких вопросах от него, как от члена команды, потребуются свойства пластилина.
Все сотрудники ценны и каждый индивидуален. Моя задача, как руководителя, состоит также в том, чтобы дать возможность каждому сотруднику проявить лучшие свои качества в качестве члена одной команды.
Об успехе: что важнее к 35 годам, хорошая карьера или высокая зарплата?
Есть вещи, которые устойчивы во времени, а есть те, которые неустойчивы.
Функцией устойчивости обладают профессионализм, знания и опыт, которые будут с вами всю жизнь, а заработная плата - лишь отражение текущей рыночной конъюнктуры и результат того, кому, как и с кем повезло больше на интервью.
Человек, который не обладает нужным опытом и профессионализмом, может потерять эту высокую заработную плату, потому что жизнь все расставит все на свои места и покажет, что человек без опыта и знаний не способен вести за собой компанию.
Об устройстве на работу: что весит тяжелее - красный диплом или стаж работы?
Ни то и не другое. Способность обучаться и думать.
Как вы это узнаете и проверяете?
Просто даю задачки на смекалку, кейсы. Мне важен процесс того, как человек рассуждает, как он принимает решения в условиях временного стресса, а не цвет диплома.
Об управлении: что для Вас ближе - делегирование полномочий и стратегическое развитие или же тотальный контроль и погружение в частности?
В той позиции, на которой я сейчас работаю, важнее создать элемент взаимного доверия друг к другу, при котором будет комфортно работать. Все, с кем я работаю - профессионалы своего дела, которые обладают достаточным уровнем знаний. Наша с ними задача - найти ту синергию, которая позволит объединить наши индивидуальные опыт и знания на благо увеличения акционерной стоимости бизнеса.
Хоть я микроменеджментом стараюсь не заниматься, не надо думать, что топ-менеджмент не должен уметь «попачкать свои руки» - делать черновую работу. Надо уметь работать и с экселем, и с моделями, хорошо понимать, что делают сотрудники.
Иногда, когда от решения зависит благополучие всей компании, ее акционеров, нужно быть готовым самому пошагово повторить путь, которые прошли ваши сотрудники, от предпосылок, принятых к рассмотрению, до предлагаемого решения.
Что бы Вы сейчас пожелали самому себе в 20 лет?
Наверное, не ограничиваться теми знаниями, которые дает студенческая скамья. Сейчас появилось много онлайн-ресурсов (например, Coursera, TED Talk), которые помогают углубиться в интересующие вас области – следует воспользоваться этим.
Занимаясь чем-то новым для себя – стараться задавать больше вопросов, постоянно открывая для себя новые сферы деятельности. Пытаться мыслить неординарно и стремиться всегда докопаться до истины.