Факультет международных экономических отношений

«Система подготовки кадров для финансовой отрасли должна быть скорректирована с учетом действующих потребностей финансовых организаций» - интервью с Валентином Тимаковым, Старшим Вице-президентом, Директором департамента по работе с персоналом АО ЮниКредит Банка, Директором Международной школы бизнеса (Института) Финуниверситета 
Шкирко на сайт.jpg 

Шкирко Дарья

Студентка 4 курса факультета МЭО



Современный рынок труда меняется стремительно. Возникновение новых рабочих мест и компетенций требует от студентов все большей адаптивности к меняющимся экономическим реалиям. Постоянное саморазвитие, многостороннее обучение становятся для молодого специалиста необходимым условием участия в этой гонке конкурентоспособности. Как вовремя увидеть перспективное направление и выстроить успешный карьерный путь? Наличие каких навыков требует работодатель и как же все-таки объединить теорию с практикой?

 

Разобраться в этих насущных вопросах нам помог Старший Вице-президент, Директор департамента по работе с персоналом ЮниКредит Банка, Директор Международной школы бизнеса (Института) Финуниверситета – Валентин Витальевич Тимаков. Обладая двадцатилетним опытом в сфере развития человеческого капитала, Валентин Витальевич рассказал об актуальных трендах рынка труда и первостепенных требованиях к будущим сотрудникам.

Тимаков.jpg  

- Результаты недавнего опроса, проведенного Банком России, показали, что 67% представителей бизнес-подразделений считают нужным реформирование текущей структуры высшего образования для специалистов финансового рынка. На работу выходит вчерашний студент - как отражается эта недостаточная актуальность образовательных программ на практике?

Что идет первым – образование или бизнес? Этому вопросу уже тысячи лет. Однозначно, изначально идет бизнес и макроэкономика, которые уже определяют требования к системе высшего образования, нужным знаниям и навыкам. Есть английская пословица: «Education never leads, it follows», поэтому происходящие сейчас изменения носят тектонический характер. Это и технологические изменения, мы видим огромное количество платформ, упрощающих доступ к финансовым услугам. Второе – меняется само потребительское поведение, и COVID-19 здесь оказал большое влияние. То есть раньше банк был местом, куда приходят люди, сейчас же банк – это то, что находится у вас в телефоне. Полностью поменялись предпочтения потребителей и возникло желание получать все в режиме онлайн, удаленно и качественно. В-третьих, заметны и демографические изменения. Не секрет, что в настоящее время  количество выпускников школ в два раза меньше, чем 20 лет назад. Появившееся Поколение Z в том числе оказывает влияние на формирование требований – онлайн и максимальная доступность. Эти три фактора, как мне кажется, оказывают наибольшее  влияние на сегодняшние требования к экономике и образованию. Более того, новые регуляторные меры, например, усиленный контроль за персональными данными, также оказывают влияние на деятельность банков, компаний. Поэтому существует отставание обучения от бизнеса, если раньше оно исчислялось значительным промежутком, то уже сейчас – годами. Бизнес ушел на несколько лет вперед от образовательных программ.

В ЮниКредит Банке существует  система прогнозирования кадров – Система стратегического планирования персонала (Strategic Workforce Planning). Мы были разработчиками этой системы, впервые я ее опробовал в период работы в IBM, использовал при планировании кадров на территории Дальнего Востока, и сейчас мы знаем, какие компетенции появятся и будут востребованы в ближайшие 3-5 лет. Важно, чтобы все банки и организации вели исследовательскую работу по прогнозированию нужных навыков в будущем, чтобы не получить текущую ситуацию – реальный дефицит ИТ-кадров, когда все начали активно заниматься цифровизацией. Для работодателя это трагедия, потому что темпы роста заработной платы значительно превышают рост производительности труда. Для любой экономической системы это означает крах. В нашем исследовании было отражено, что по этой причине работодатели сейчас вынуждены инвестировать средства в переподготовку кадров и корпоративные школы.

 

- В программах зарубежных университетов все чаще можно заметить предметы с применением VR/AR-технологий, элементов геймификации, а также дистанционные онлайн-курсы, прочно вошедшие в нашу жизнь в период пандемии. Чему современный работодатель отдает предпочтение: диплому традиционного университета или открытой образовательной платформы, применяющей передовые технологии и практикоориентированные программы?

Есть миф, что онлайн-обучение заменит систему высшего образования. Выражая свою личную точку зрения, я думаю, что в сегодняшнем варианте открытые онлайн-платформы не заменят, но человек получает образование для выполнения ограниченного круга задач, актуальных только сегодня. Задача же вуза – не только предоставление фундаментальных знаний, но и  формирование когнитивных способностей и возможностей студента: умение учиться, осваивать новую информацию, обрабатывать данные. Вуз сегодня - это большая питательная среда, где идет взаимообогащение между учениками, руководителями, и где в рамках заданий и проектов можно отточить многие практические навыки. В нашем исследовании, подготовленном совместно с Банком России и Министерством финансов, было выявлено, что онлайн-обучение является одной из угроз для системы высшего образования. На недавно прошедшем мероприятии, на котором присутствовали представители работодателей и всех федеральных университетов, мы получили подтверждение коллег, что, действительно, все воспринимают онлайн-платформы как угрозу. Только представьте – за год их объем продаж увеличился в два раза. Суть высшего образования – это фундаментальные знания, делающие человека более конкурентоспособным, эффективным, готовым к любым изменениям. И если подойти к критериям оценки эффективности вузов, на мой взгляд, это должны быть следующие  параметры: процент студентов, работающих по специальности; процент студентов, нашедших работу в течение первых шести месяцев; удовлетворенность студентов качеством полученных знаний, готовность выпускников рекомендовать свой вуз . Этот вопрос не раз был задан представителям ряда вузов, не всегда они относились к этому вопросу с восторгом, поэтому тут возникает ситуация справедливой конкуренции между университетами – конкуренции за лучших студентов. Эти четыре критерия, на мой взгляд, и определяют качество получаемого в университете образования. Так же, как и ситуация в здравоохранении – не количество койко-мест отражает качество медицины в стране, а показатели смертности, рождаемости, количества заболеваний и удовлетворенность граждан.

 

- Через какие трансформации должны пройти университеты, чтобы в равной степени давать студентам и фундаментальные теоретические знания, и показывать на практике как этот материал применить в реальных проектах и компаниях?

Система подготовки кадров для финансовой отрасли должна быть скорректирована с учетом действующих трендов и потребностей финансовых организаций – это и увеличение проектной работы, онлайн-элементов обучения, реальных кейсов. Это означает, что финансовые организации должны формировать платежеспособный спрос на нужные кадры. Сложно ли это? Да. Возможно? Тоже да. Сейчас у нас идут дискуссии с представителями системы образования по этому вопросу. Мы понимаем, что такой детализации, как при целевом наборе, уже не может быть потому, что происходящие изменения носят радикальный характер. Еще важная тенденция, которая сейчас идет как в мире, так и в России - укрупнение финансовых организаций. Количество банков уменьшается, и клиенты перераспределяются между крупнейшими банками. Во-вторых, нужно укрепить взаимодействие институтов высшего образования с финансовыми организациями в разных формах. Я поддерживаю форму совета работодателей, когда работодатели формируют техническое задание для системы образования по наполнению программ, требованиям к навыкам выпускников. Сегодня стало очевидным и мы видим это в результатах исследования, что требования работодателей к soft skills сотрудников повышенные. Работа удаленно требует другого уровня контроля и взаимодействия, оказалось, что не все могут работать удаленно так же успешно, как в офисе под присмотром начальника. Далее необходимо вовлекать представителей финансовых организаций в процесс подготовки и обучения студентов. Должен быть и институт профессоров практики, людей с передовым опытом, мы как раз в данный момент ведем переговоры с руководством Финансового университета об увеличении их числа. Но и подготовка преподавательского состава должна быть организована таким образом, чтобы работодатели обучали бы преподавателей вузов последним новшествам. Интеграция преподавателей в эту систему, наверное, самое сложное, но есть желание и готовность, осталось найти форму. Также важно в этом вопросе не подменять государственные структуры, частный бизнес может сделать не все.

 

- Вы однажды упомянули, что вузы и учреждения среднего профессионального образования должны быть интегрированы в экономические реалии с самого начала — от отбора студентов для компаний до трудоустройства. Помимо реформ «сверху», какие инициативы могут укрепить взаимодействие университета и компании на двухстороннем уровне?

Совместные проекты между студентами и работодателями, стажерские программы всегда работают очень хорошо, но сейчас есть проблема COVID, многие сотрудники на удаленке, поэтому в Банке физически присутствует  меньше сотрудников, чем два года назад. Мы пока не научились в полном объеме организовывать стажировки в режиме онлайн, пробуем в гибридном варианте, но это то, чему всем надо учиться. Одна из идей, которые у нас есть, это использовать онлайн-решения, чтобы студент, к примеру, участвовал в разборе кредитной заявки. Он удаленно будет видеть, как процесс движется, и делать какой-то кусочек этой работы. Мне кажется, это даст возможность не навредить процессу, а позволит студенту принять участие в расчетах, анализе, подготовке материалов. Также ждем, что студенты будут активно включаться в исследовательские процессы и задания, поступающие от работодателя.

- Являясь сторонником концепции опережающего образования, как Вы оцениваете идею, что 50% преподавательского состава должны составлять представители бизнес-среды? Наладит ли такое включение работодателей во внутренние процессы учебных заведений взаимопонимание между студентами и реальным рынком труда?

Я думаю, это положительно повлияет на мотивацию студентов, преподавателей. Преподаватели-практики не заменяет профессоров, дающих важную теоретическую часть, потому что той глубины знаний у практиков зачастую нет. Знания, получаемые от преподавателей, должны быть структурированы для успешного усвоения, а у преподавателей-практиков часто свой особенный, бизнесовый стиль повествования.

 

- «До 80% выпускников не работают по тем специальностям, которые получили. А каждый второй безработный — экономист или юрист» – так Вы прокомментировали состояние рынка труда в интервью РИА Новости в 2017 году. Сейчас этот показатель составляет 40%. Как Вы считаете, где эта 

проблема берет свое начало: в личной пассивности граждан, непредсказуемости экономики или образовании?

Должна быть ранняя профориентация, а именно: к 8 классу человек должен выбрать интересующее его предметное направление, к 10 классу школьнику нужно выбирать университет для поступления, знать его требования и набирать необходимые знания для успешного прохождения на выбранную программу. Раньше нам не хватало знаний о той отрасли, куда мы шли, не было Интернета, возможностей узнать больше. Бывает так, что человек только в вузе понимает, что у него предрасположенность к другому направлению, отличному от текущего. Главное - вовремя понять, что это не твой профиль. Есть те, кто не любит сухие цифры, и вряд ли им нужно идти в финансисты, а есть те, кто любит строить сложные математические модели. Также в самом вузе должна быть профориентация, чтобы, например, со второго курса, когда начинают читаться профильные предметы, студенту было легче понять, нравится ему это направление или нет.

 

- В 2018 году на Российском инвестиционном форуме Вы отметили, что к 2025 году рынок труда наполнят тысячи новых рабочих мест, большая часть которых предназначена для квалифицированного персонала. Какие hard-компетенции Вы советуете развивать студентам уже сейчас, чтобы претендовать на эти места?

Во-первых, это навыки программирования, мы знаем и Python, и SCL, и Java. Это и хорошие знания законодательства страны, правила регулирования финансовых рынков. Также необходим хороший навык работы с цифрами, вычислениями, обработки больших объемов информации. Далее все зависит от выбранного направления – если человек идет в финансовый блок, он должен хорошо знать структуру рынка производных финансовых инструментов, их отличий, если интересен кредитный блок – нужно разбираться в кредитном процессе и его этапах. Я вижу по статистике, что выпускники Финансового университета находят работу в 100 процентах случаев, это говорит о том, что система подготовки хорошая, у студентов наработаны глубокие знания. Бесспорным преимуществом Финансового университета является его широкое сообщество выпускников. Это знак качества на рынке, о котором все знают и поддерживают, поэтому студентам Финуниверситета гораздо проще устроиться на достойную должность, чем студентам многих других образовательных организаций.

 

- Сегодня молодое поколение в большей степени ориентировано на самореализацию и развитие личного бренда, узнаваемость в соц. сетях. Как работодателю обратить эти тенденции в свою пользу так, чтобы сотрудники шли на работу с удовольствием, но в то же время действовали в интересах всей компании?

У одного известного футбольного тренера есть хорошая фраза: «Если вы соберете одиннадцать звезд, то вы точно проиграете, потому что они никогда не сработаются». Нет ничего в коллективе опаснее профессионалов-эгоцентриков, зацикленных на себе. Выигрывают только команды, и сейчас конкурентное преимущество находится на стороне организаций с сильной корпоративной культурой и тесным командным взаимодействием. Время ярких, эксцентричных личностей прошло, сейчас важны agile, проектные команды, формирующиеся на принципах обмена мнениями, опытом. Если человек выстраивает личный бренд, дополняет общие цели команды, хорошо разбирается в своей области, то это отлично. Как сказал М.  Жванецкий: «Мало знать себе цену, важно, чтобы эту цену еще заплатили». Начиная с вуза, нужно с умом выстраивать работу над своим личным брендом, потому что твой цифровой след влияет на то, как рынок будет воспринимать тебя.

 

- ЮниКредит Банк разработал цикл образовательных лекций «Банкомания», который покажет студентам деятельность коммерческого банка изнутри. Студенты Финуниверситета одни из первых получат доступ к этому курсу, не могли бы Вы рассказать о нем поподробнее?

В программу включены 4 модуля и 18 тем, охватывающие все сферы жизни Банка, от корпоративного блока до розницы. У участников программы будет абсолютное  понимание того, как сегодня работает коммерческий  банк в России. Мы планируем сделать программу более живой за счет выступлений членов Правления. Недавно состоялась первая лекция о работе корпоративного бизнеса, в ходе которой можно было задать вопросы, узнать мнения руководителя о работе подразделения, примерить себя в роли сотрудника. Цель «Банкомании» – популяризировать банковскую деятельность в целом, и работу ЮниКредит Банка в частности, рассказать об основных производственных процессах. Программа ориентирована на три категории слушателей – студентов, преподавателей и всех, кто интересуется банковской сферой. Мы сделали этот курс открытым и передаем его Финансовому университету как вклад ЮниКредита Банка в развитие системы образования финансового сектора России. Именно в этом мы видим свою задачу. Программа была нами адаптирована, темы охватывают корпоративный, инвестиционный, розничный бизнес, управление бизнес-рисками, финансы предприятий, регуляторные риски и историю развития финансовых рынков, управление персоналом, а также информационные технологии и управление изменениями.  Мы планируем делать и видеолекции, которые будут доступны студентам, и это хороший пример того, как должен выглядеть союз между университетом и банком. Мы призываем другие финансовые организации последовать нашему примеру.

 

- Есть ли у Вас собственная формула для успешного карьерного роста студента? Какие личные качества Вы бы выделили как основополагающие?


Здесь главным является вопрос о том, что является критерием успеха. У всех разная трактовка успеха: для одной категории людей важно быть узнаваемым, состояться как профессионал и личность, а для кого-то важна материальная составляющая. Для третьей группы важно внести свой вклад в развитие страны, планеты. Но принципиальным является один общий момент – нужно осознанно избавляться от страха совершать ошибки, делать их нужно постоянно. Во-вторых, учиться у лучших, потому что тогда вы станете лучше. Если разбить какую-то задачу на составные части, то нет ничего невозможного. Как сказал Д. Браун: «Возможно все, на невозможное просто требуется больше времени».

В-третьих, делать то, что ты считаешь необходимым,​ и слушать тех, кому ты доверяешь. Нужно экспериментировать и не бояться, анализировать свои ошибки. Нельзя экономить на книгах, здоровье и еде. Нужно делать все на 100 % и даже больше, а также помнить о близких – своем центре Вселенной. Совершать много новых встреч – вот уже на протяжении 12 лет у меня каждую неделю появляется 10 новых людей, с которыми я знакомлюсь. Есть еще и другие правила, например, дисциплина счастья, исключение из лексикона слов «проблема» и «беда», взаимодействие с командой. Это мои жизненные правила, которых я придерживаюсь. ​