Под конец учебного года в Финансовом университете состоялась Межвузовская конференция «Межотраслевое взаимодействие: студент – университет – работодатель – экономика». Мероприятие прошло в формате очного и дистанционного участия, собрав более 200 участников из различных вузов и профессиональных сообществ.
Конференция была направлена на обсуждение актуальных вопросов подготовки кадров для отечественной экономики и интеграции запросов рынка труда и абитуриентов в образовательные программы. Основные темы обсуждений включали трансформацию требований работодателей к выпускникам, компетенции будущего на стыке образования и рынка труда, а также вызовы и перспективы интеграции запросов работодателей в образовательные программы.
Особое внимание было уделено трансформации требований работодателей к выпускникам и необходимости адаптации образовательных программ к изменяющимся условиям рынка труда. Участники обменялись опытом и предложили конкретные шаги для улучшения взаимодействия между университетами и работодателями.
В ходе конференции участники также имели возможность опубликовать материалы своих выступлений в журнале «Триумвират науки: социальное и гуманитарное знание».
Конференция стала важной площадкой для обмена мнениями и выработки стратегий по подготовке высококвалифицированных кадров для отечественной экономики. Благодарим всех участников за активное участие и конструктивные обсуждения. Ждем вас на наших следующих мероприятиях для продолжения совместной работы над важнейшими вопросами в сфере образования и экономики.
Основные рекомендации по укреплению связи: студент – университет – работодатель – экономика
Студент
Улучшение качества содержания и организации учебного процесса, посредством расширения интерактивных и практико-ориентированных методов обучения, обеспечения связи между учебными материалами и будущей профессией, использования цифровых инструментов и.
Поддержка мотивации. Внедрение мотивационных программ и мероприятий для поддержания интереса к учебе и повышения вовлеченности. Развитие мотивации в процессе реализации аудиторных занятий. В том числе через развитие профессиональной социализации.
Профоринетация и профессональная социализацияю. Формирование личных профессиональных интересов с учетом понимания требований рынка труда, занятости и профессий, готовность к профессиональной деятельности.
Развитие студенческого наставничества. Студенты-старшекурсники как наставники для младшекурсников.
Практическая направленность. Укрепление связи между теоретическим обучением и практической деятельностью через стажировки, практики и совместные проекты с работодателями, привитие профессиональной культуры и ценностей.
Гибкость образовательных программ. Разработка модульных программ, позволяющих выбирать дисциплины в соответствии с профессиональными интересами и карьерными целями.
Цифровизация образования. Использование онлайн-платформ для проведения лекций, семинаров и тестирования. Развитие системы онлайн-симуляторов, в том числе междисциплинарных.
Междисциплинарные проекты. Стимулирование участия студентов и преподавателей в междисциплинарных проектах.
Учёт внешних факторов. Учет занятости студентов вне учебы при составлении расписания и планировании учебного процесса. Разработка более удобного расписания, избегание ранних занятий после поздних и уменьшение неоправданных перерывов между парами.
Университет
Мониторинг рынка труда. Регулярный анализ запросов рынка труда для формирования новых и актуализации имеющихся образовательных программ.
Фокус на навыках и практической подготовке. Усиление внимания к развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков. Интеграция практической подготовки, включая профессиональные навыки, в образовательные программы.
Обратная связь и оценка. Регулярное проведение опросов среди студентов и преподавателей для оценки качества образовательных программ и методов обучения.
Инновационная образовательная среда. Создание креативных пространств и коворкингов.
Повышение квалификации преподавателей. Организация тренингов и курсов повышения квалификации для преподавателей.
Проведением вузом мероприятий для профессиональной социализации: Предоставление информационных и методических ресурсов для наставников и студентов. Создание онлайн-платформы или приложения для удобного взаимодействия и обмена информацией.
Клубы по профессиональным интересам. Создание и поддержка клубов, таких как инвестиционный клуб, клуб предпринимателей или аналитический клуб, где студенты могут обмениваться знаниями и опытом.
Конференции и форумы. Проведение студенческих научных конференций, экономических форумов и круглых столов, где студенты могут представить свои исследования и проекты.
Тренинги по soft skills. Организация тренингов по развитию мягких навыков, таких как лидерство, коммуникации, управление временем, работа в команде и критическое мышление.
Бизнес-инкубаторы и акселераторы. Поддержка студентов, желающих запустить свои стартапы, через программы бизнес-инкубаторов и акселераторов, предоставляющих ресурсы и менторскую поддержку.
Деловые игры и симуляции. Проведение деловых игр и симуляций экономических процессов и управления предприятиями. Это помогает развивать стратегическое мышление и командную работу.
Расширение ДПО. Обеспечение гибкости образовательных программ через развитие студенческого дополнительного профессионального образования, (ДПО) позволяет студентам выбирать курсы в соответствии с их интересами и карьерными целями. Однако формиование пула ДПО не только с учетом запросов студентов, но и востребованных профессиональных, надпрофесиональных навыков на рынке труда.
Работодатель
Диалог с работодателями. Установление постоянного диалога для поиска компромиссов между требованиями рынка труда и образовательными нуждами.
Мастер-классы от практиков. Приглашение успешных профессионалов для проведения мастер-классов и лекций. Темы могут включать управление финансами, инвестиции, экономический анализ и предпринимательство.
Практические семинары. Организация семинаров по развитию навыков, таких как деловая коммуникация, управление проектами, аналитические методы и работа с финансовыми инструментами.
Стажировки и практики. Заключение соглашений с компаниями для предоставления студентам возможностей прохождения стажировок и практик. Это поможет студентам получить реальный опыт работы.
Мероприятия по нетворкингу. Организация регулярных встреч с выпускниками, работодателями и профессиональными сообществами для обмена опытом и установления контактов.
Тематические экскурсии. Организация экскурсий в крупные компании, банки и финансовые учреждения для ознакомления с их деятельностью и корпоративной культурой.
Экономика
Мониторинг рынка труда. Регулярное отслеживание запросов рынка труда для соответствия образовательных программ текущим и будущим потребностям экономики.
Гибкость и адаптация. Обеспечение способности образовательных программ быстро адаптироваться к изменениям рынка труда для поддержания экономического роста и инноваций.
Сотрудничество с индустрией. Установление партнерских отношений с предприятиями и организациями для обеспечения актуальности образовательных программ и создания возможностей для трудоустройства выпускников.
Рекомендации помогут повысить качество высшего образования, сделать его более практико-ориентированным и соответствующим современным требованиям рынка труда, укрепить взаимодействие: студент – университет – работодатель – экономика.