20 октября 2017 г. в Финансовом университете прошел международный симпозиум на тему «Внешнеэкономическая политика России: развитие современных форматов межгосударственного взаимодействия», организованный Институтом исследований международных экономических отношений. В нем приняли участие ответственные сотрудники нескольких научно-исследовательских и образовательных институтов, МИД России, иностранных посольств.
 
 
 
Дискуссия была сфокусирована на вопросах формирования конкурентных преимуществ государств – участников ЕАЭС, сотрудничестве стран ЕАЭС с Китаем и Вьетнамом, а также диверсификации векторов внешнеэкономической политики в условиях современных вызовов.
 
Симпозиум открыл проректор по научной работе Финуниверситета В.В. Масленников. Он отметил, что исследования, направленные на изучение вопроса формирования конкурентных преимуществ стран – членов ЕАЭС, являются в настоящее время актуальным перспективным научным направлением, имеющим теоретическое и прикладное значение. Новизна поставленной задачи заключается в разработке методологии и предложений, основанных на выявлении отраслевой специфики конкурентоспособности национальных экономик, их инновационного потенциала, позволяющего формировать устойчивые конкурентные преимущества, участвовать в международном разделении труда.
 
Большое практическое значение для определения секторов реализации внешнеэкономической политики стран ЕАЭС имеет также проведение анализа первых результатов функционирования зоны свободной торговли в рамках Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. В этой связи важно выявить ключевые проблемы развития экономических связей государств ЕАЭС и СВР и разработать предложения и рекомендации по интенсификации процесса взаимодействия между ними.
 
Международные инвестиционные процессы являются одним из главных источников устойчивого развития и роста национальных и региональных экономик. Вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций находятся в центре внимания правительств и уполномоченных органов управления многих стран. Изучение опыта привлечения и управления ими является весьма актуальным и для России, что диктуется как потребностями российского рынка, так внешними экономическими факторами, прежде всего фактической недоступностью в условиях санкций внешних источников финансирования для развития национальной экономики.
 
С учетом того, что основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, практическое значение имеет рассмотрение вопроса диверсификации векторов внешнеэкономической политики в условиях современных вызовов. Для экономического развития России важнейшее значение имеют продвижение на экспорт высокотехнологичной продукции и повышение конкурентоспособности ее товаров и услуг. От успеха выполнения этой задачи будет напрямую зависеть то, какое место наша страна будет занимать в системе международных экономических отношений через несколько лет и как ее экономика будет встроена в глобальные производственные цепочки и систему международного разделения труда.
 
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН д.э.н., профессор А.В. Островский изложил свою точку зрения на перспективы помощи Китая России в реализации инвестиционных проектов. По его мнению, в настоящее время в России и за рубежом существуют различные оценки китайского экономического потенциала – от блестящих перспектив развития китайской экономики до 2050 года до криков о том, что китайская экономика скоро рухнет из-за того, что ухудшаются как внутренние, так и внешние факторы для устойчивого развития экономики с высокими темпами прироста ВВП. От этого зависит инвестиционный потенциал Китая и ответ на вопрос, может ли Китай стать буксиром для мировой экономики в целом и для России в частности.
 
Надо учитывать, отметил докладчик, что в настоящее время Китай является одним из основных как реципиентов для мировых инвестиций (126 млрд долл. США в 2016 г.), так и доноров (170 млрд долл. в 2016 г.). Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо проанализировать 3 основных аспекта развития китайской экономики в настоящее время: 1. Каковы результаты социально-экономического развития КНР и перспективы развития экономики, а также насколько можно доверять китайской статистике; 2. Велика ли долговая нагрузка китайской экономики; 3. Роль китайской инициативы «Один пояс – один путь» для развития внешнеэкономических связей России.
 
Генеральный директор Координационного центра «Экономический пояс Шелкового пути» В.Н. Ремыга сделал доклад на тему «Проблемы сопряжения Большого евразийского партнерства и Экономического пояса Шелкового пути». Он обратил внимание на документы, подписанные между Россией и Китаем в этой области, над которыми в настоящее время активно работает экспертное сообщество и к подготовке которых целесообразно присоединиться Финансовому университету.
 
Докладчик привел примеры тех проектов, которые инициированы Россией и могут стать драйвером экономического развития наших стран и обеспечить сопряжение Большого евразийского партнерства и инициативы «Один пояс – один путь».
 
Заместитель руководителя Центра экономических исследований Российского института стратегических исследования к.э.н. С.В. Каратаев остановился на вопросе потенциала совпадающих интересов России и стран Азии. Он констатировал тенденцию, что развитие экономического сотрудничества с азиатскими государствами становится все более актуальным. К этому ведут не только введенные против России санкции со стороны западных государств, но прежде всего постепенное смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион центра роста мировой экономики.
 
Приоритетными партнерами России в АТР могут выступить страны АСЕАН, на которые уже сейчас приходятся 34% мирового производства и 7,2% международной торговли. У России и АСЕАН много совпадающих интересов. Обе стороны заинтересованы в формировании многополярного мирового порядка. ЕАЭС и страны Ассоциации являются перспективными рынками друг для друга. При этом отрасли, развитие которых в АСЕАН прогнозируется в ближайшие годы (сельское хозяйство, информационные технологии, электронная торговля и т.д.), являются перспективными для российских компаний, а сотрудничество в этих сферах позволит изменить имеющуюся структуру взаимной торговли, в которой до настоящего времени преобладают сырьевые товары.
 
Профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов (ДМЭиМФ) Финансового университета д.э.н., профессор А.В. Кузнецов привлек внимание к особенностям регулирования прямых иностранных инвестиций в Японии. Он, в частности, отметил, что современная Япония – ведущий международный нетто-инвестор и нетто-кредитор, что в значительной мере связано с политикой низких процентных ставок Банка Японии и статусом японской иены как резервной валюты, позволяющим осуществлять одновременно масштабные заимствования и инвестиции по всему миру. Несмотря на стагнацию экономического роста с начала 1990-х годов, практикуемая инвестиционная бизнес-модель обеспечивает Японии получение ежегодного дохода, размер которого сопоставим с аналогичным показателем США.
 
В формальном рейтинге индекса регуляторных ограничений ПИИ (FDI Regulatory Restrictiveness Index) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отводит Японии высокую позицию (индекс Японии выше соответствующего показателя США) с точки зрения открытости внутреннего рынка для иностранных инвестиций. При этом действующая регуляторная практика ограничивает приток ПИИ в такие сферы японской экономики, как авиакосмическая промышленность, стационарные и мобильные телекоммуникации, телевидение и радиовещании, транспорт, связь, СМИ, сельское, рыбное, морское хозяйства, лесная и химическая промышленность, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, инвестиции в сферу недвижимости.
 
Опыт Японии интересен для России как с точки зрения практикуемой инвестиционной бизнес-модели, так и регулирования входящих ПИИ. Представляется целесообразным изучить возможность привлечения японских компаний в стратегически значимые проекты стран – членов Евразийского экономического союза через предложение более широкого использования японской иены как валюты международных резервов, расчетов, платежей, инвестиций и сбережений.
 
Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России д.э.н. Т.М. Исаченко подчеркнула, что внешнеэкономическая политика является одним из важнейших элементов интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС, поскольку позволяет блоку позиционировать себя как единый субъект мирового рынка. В основу эволюции единой внешнеэкономической (торговой) политики ЕАЭС был положен опыт ЕС, однако, учитывая политический характер объединения, или, как минимум преобладание политического интереса при минимальной экономической взаимной заинтересованности, трудно ожидать аналогичного развития.
 
Копирование опыта ЕС в торгово-политической практике ЕАЭС осложняется также несопоставимостью масштабов и, во многих случаях, интересов стран-участниц, а также преобладанием внешней торговли над внутрирегиональной. Незначительный интерес участников ЕАЭС к развитию взаимных связей, в некоторых случаях практическое отсутствие интереса к взаимной торговле между отдельными членами ЕАЭС ведут к ослаблению стремления к согласованию мер торговой политики. Препятствием на пути глубокой интеграции является наличие значительного числа нетарифных мер во взаимной торговле стран ЕАЭС, а также различия в политических позициях стран.
 
Перспективы формирования единой торговой политики блока зависят исключительно от наличия политической воли и активного переговорного процесса по выработке общей, согласованной позиции и последовательного устранения внутриблоковых барьеров.
 
Директор Института исследований международных экономических отношений (ИнИМЭО) Финансового университета д.э.н., профессор В.В. Перская сделала доклад на тему «Свободная торговли или протекционизм определят будущее региональной интеграции (ЕАЭС и НАФТА)». Исходя из дискуссии о противостоянии принципов свободной торговли мерам протекционизма на примере НАФТА, зоны свободной торговли ЕАЭС и Социалистической Республики Вьетнам, она проанализировала развитие основ либерализации внешнеэкономического взаимодействия, регулируемых на межгосударственном уровне с учетом принципов и норм ВТО и национального экономического развития партнеров регионального сотрудничества. Докладчик высказала точку зрения, что имплементация либеральных подходов в региональные торговые соглашения, соглашения о свободной торговле отвечают процессу перехода к многополярности в мировом сообществе, в том числе в рамках реализации инициативы большого Евразийского партнерства и вектора предпочтительного партнерства на американском континенте, основанных на межгосударственном и преимущественно двустороннем согласовании основ партнерства.
 
Заведующая кафедрой мировой экономики и статистики Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова д.э.н., профессор Е.В. Сапир сделала доклад на тему «Место субъектов Российской Федерации в общенациональном формате внешнеэкономической политики России: взгляд из региона». По ее мнению, важнейшим фактором повышения экспортного потенциала России является развитие внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. Ярославская область является крупным экспортером продукции на мировом рынке. Основные позиции товарной структуры экспорта области – это продукция машиностроения, химической и нефтехимической отрасли, электротехнические изделия, химические товары. Крупнейшие торговые партнеры Ярославской области – Китай (18% экспорта области), Белоруссия (13%), Франция (10%), Казахстан и Германия (примерно по 7%).
 
Важнейшей задачей в области развития внешнеэкономической деятельности в Ярославском регионе является поддержка экспортеров – как крупных компаний, так и малых и средних предприятий. В последние годы в области осуществлен ряд значительных мер подобной поддержки. Среди них создание в 2017 г. АНО «Центр экспорта Ярославской области», в числе задач которого консультационная, организационная, информационная поддержка экспортеров; участие в реализации образовательного проекта Российского экспортного центра; организация и содействие в проведении бизнес-миссий и участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях.
 
Большой вклад в развитие экспортного потенциала области вносят и выпускники кафедры мировой экономики и статистики.
 
Профессор ДМЭиМФ Финуниверситета д.полит.н., профессор Н.В. Лукьянович раскрыл тему Социалистической Республики Вьетнам в системе внешнеэкономических связей России. Он отметил, что внешнеэкономические связи России и Вьетнама резко сократились после распада Советского Союза, и в настоящее время они в полной мере не восстановлены. Доля Вьетнама во внешней торговле России менее 1%, такая же ситуация и в инвестиционном сотрудничестве.
 
Вместе с тем, имеются экономические возможности расширения экономического сотрудничества России и Вьетнама, особенно после вступления в силу в 2016 г. соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. Эти возможности могут быть реализованы, в первую очередь, в нефтегазовой сфере, военно-техническом сотрудничестве, судостроении и некоторых других отраслях экономики. Политические условия для этого благоприятные.
 
Главный научный сотрудник Института экономики РАН д.э.н., профессор Б.А. Хейфец раскрыл тему «Внешняя открыть – вьетнамский пусть повышения международной конкурентоспособности экономики». Он сказал, что за последние 20 лет Вьетнам добился серьезных успехов в развитии экономики. С населением в 93 млн человек при среднегодовых темпах экономического роста в 2001-2016 годах на уровне 6-7% (ВВП по ППС) Вьетнам входит в группу самых быстроразвивающихся стран мира. Эксперты прогнозируют, что высокие темпы роста страна сохранит в перспективе. Если в 2016 г. Вьетнам был тридцать второй экономикой мира, то, по прогнозам известной консалтинговой компании PwC, в 2030 г. по размеру ВВП он станет двадцать восьмым и в 2050 г. – двадцатым в мировом рейтинге со среднегодовыми темпами роста за тридцатипятилетний период в 5,1%.
 
Такие результаты во многом обеспечиваются политикой кардинальных экономических реформ («Doi Moi»), начавшихся с конца 1980-х годов и ускорившихся в 2000-е годы. Важнейшую роль в их проведении играет ориентация на внешнюю открытость экономики, на развитие международной торговли и привлечение иностранных инвестиций.
 
Заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической академии МИД России д.э.н., профессор ​П.И. Толмачев сделал доклад на тему «Инновационный потенциал интеграционного процесса стран ЕАЭС в контексте современных рисков, вызовов и угроз». Он, в частности, сказал, что инновационный потенциал стран ЕАЭС предопределяется новым технологическим укладом, его продуктами и технологиями, отвечающими постиндустриальной модели экономики. Формирование новой инновационной парадигмы в экономиках стран ЕАЭС в значительной степени зависит от участие экономических акторов в глобальных цепочках добавленной стоимости.
 
Главная задача – создание производственной базы и новых производительных сил на новой инновационной основе с учетом тенденций информатизации цифровизации экономики, но для этого необходимо преодолеть цифровое неравенство.
 
 
 
 
 
 
В своем выступлении на тему «Политика США в отношении Вьетнама как сдерживающий фактор экономического сотрудничества с ЕАЭС» к.э.н., доцент ДМЭиМФ Финансового университета Л.Г. Чувахина отметила, что сегодня Вашингтон рассматривает Вьетнам в качестве «адекватного» партнера, с которым возможно разыграть «сценарий» по американским «правилам», суть которого, в первую очередь, заключается в ослаблении позиций Китая в регионе, а также в недопущении тесного сближения Вьетнама с Россией. Для достижения своей цели, по мнению Л.Г.Чувахиной, США действуют посредством расширения экономического сотрудничества с Вьетнамом и используя политику «умной» и одновременно «мягкой» силы, стремясь навязать вьетнамскому обществу свое представление о демократии. Выдвинута гипотеза о дальнейшем сближении США и Вьетнама на фоне растущих противоречий в китайско-вьетнамских отношениях. В этих условиях смена парадигмы внешнеэкономической политики Вьетнама и поворот в сторону ЕАЭС представляются весьма проблематичными.
 
Научный сотрудник Центр постсоветских исследований Института экономики РАН к.э.н. А.Г. Пылин остановился на вопросе возможностей и рисков торгово-экономического взаимодействия стран ЕАЭС и Вьетнама в условиях зоны свободной торговли. Он привлек внимание к тому, что предварительные итоги первого года реализации Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и СРВ носят неоднозначный характер. По данным ЕЭК, за январь-июль 2017 г. товарооборот ЕАЭС с Вьетнамом вырос на 23,5%, в том числе экспорт из ЕАЭС – на 11,3%, а импорт из СРВ – на 29,5%. Наиболее динамично развивается казахстанско-вьетнамская торговля, причем как за счет казахстанского экспорта, так и вьетнамского импорта. Рост белорусско-вьетнамской торговли во многом определяется опережающим ввозом вьетнамской продукции, но в целом – сбалансирован. Динамика российско-вьетнамской торговли носит более умеренный характер и сдерживается падением российского экспорта при росте вьетнамского импорта. Так, за рассматриваемый период экспорт из России во Вьетнам упал на 4,1%, а встречный импорт вырос на 28,8%.
 
Такая ситуация во многом обусловлена товарной структурой взаимной торговли. Так, если основу экспорта из России во Вьетнам составляют инвестиционные товары (оружие и боеприпасы, радиолокационная аппаратура, нефть и нефтепродукты, калийные удобрения, каменный уголь и сырая нефть), то из Вьетнама в Россию ввозятся преимущественно потребительские товары (мобильные телефоны, процессоры и контроллеры, компьютеры, кофе, обувь, пылесосы, куртки и ветровки, орехи кешью, черный чай, креветки, дорожные сумки и печатные машины).
 
В условиях стабилизации российской экономики и укрепления курса рубля спрос на потребительские товары растет. Однако для увеличения спроса на российские инвестиционные товары требуется более активная работа отечественного бизнеса и заключение долгосрочных контрактов с зарубежными партнерами, в том числе по созданию совместных производств.
 
Соглашение, подчеркнул докладчик, потенциально создает условия для роста и диверсификации взаимной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, а также предусматривает защитные механизмы против недобросовестной конкуренции и неконтролируемого наращивания импорта. Однако одним из рисков может стать быстрое наращивание экспорта Вьетнама в страны ЕАЭС с учетом весьма высокой конкурентоспособности вьетнамских товаров, производящихся в том числе с использованием технологий ведущих развитых стран. Странам евразийской интеграции будет достаточно сложно закрепиться на вьетнамском рынке, где работают подразделения крупнейших ТНК. Важно также учитывать сравнительно высокую транспортную удаленность стран ЕАЭС и СРВ. Рост конкуренции на вьетнамском рынке за счет изменения торгового режима СРВ с третьими странами (вступление в силу зоны свободной торговли ЕС-Вьетнам в 2018 г.) будет сдерживать наращивание поставок из стран ЕАЭС.
 
Ведущий научный сотрудник ИнИМЭО Финансового университета к.полит.н. Н.С. Ревенко проанализировал первые результаты функционирования зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Анализ первого репрезентативного периода соглашения – январь-июнь 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, отметил докладчик, показывает, что соглашение можно считать взаимовыгодным и перспективным, способствующим развитию взаимодействия стран-участниц. В то же время более значительный рост объемов импорта (по сравнению с экспортом) государств – членов ЕАЭС из Вьетнама после вступления Соглашения в силу говорит о том, что пока Вьетнам получает больше преимуществ от зоны свободной торговли, чем ЕАЭС. Для всех стран характерно изменение товарной структуры как экспорта, так и импорта, причем по товарным позициям, где были обнулены или снижены таможенные пошлины. Это касается в первую очередь продовольствия и сельскохозяйственного сырья, топливно-энергетических товаров и продукции химической промышленности.
 
Вьетнамская оценка соглашения тоже положительная. В Ханое полагают, что по мере того, как будут отменяться предусмотренные соглашением ограничения, уровень торгово-экономического сотрудничества между Вьетнамом и странами ЕАЭС будет повышаться. Во Вьетнаме выражают удовлетворение тем, что страна получит доступ на льготных условиях к единому рынку с общим объемом ВВП около 2,2 млрд долл. США и 183 млн потребителей. Одновременно Вьетнам сможет импортировать из ЕАЭС продукцию металлургической промышленности с применением нулевой экспортной пошлины.
 
 
 
Доцент ДМЭиМФ Финансового университета к.э.н. О.В. Хмыз, изложившая свою точку зрения на вопрос необходимости стимулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе, считает, что разработанная в свое время МВФ классификация иностранных инвестиций сегодня важна скорее для составления платежного баланса. Поскольку с финансово-экономической точки зрения важнее наличие желания инвестора оставаться в экономике страны-получателя длительное время либо быстро снять денежные «сливки» и удалиться за рубеж, оставив после себя разрушенное предприятие. На такую стратегическую позицию указывает поиск иностранным инвестором быстрой максимизации дохода или согласие на получение отдачи в более долгосрочном периоде. Следовательно, санкции стали «лакмусовой бумажкой» степени фактической заинтересованности иностранного инвестора в стратегических инвестициях в России.
 
Судя по сложившейся ситуации, в том числе макроэкономической (размерам ВВП, инфляции и др.), целесообразно освобождающиеся денежные средства направлять не за границу, а инвестировать внутри страны, не понижая курс рубля и не привлекая иностранные инвестиции, способные оттягивать на себя позитивный экономический эффект.
 
Заместитель директора ИнИМЭО Финансового университета д.э.н., профессор А.А. Ткаченко представил доклад на тему «Структура финансовых потоков в развивающиеся экономики СНГ и Вьетнама». Он, в частности, сказал, что Россия остается ключевым источником ремиттансов для стран СНГ, несмотря на снижение объема выходящих ремиттансов (personal remittances, paid) в 2,26 раза по сравнению с максимальным показателем 2013 г., и крупнейшим их получателем (personal remittances, received) среди стран СНГ в объеме 6 434 млн долл. в 2016 г. Ремиттансы будут демонстрировать устойчивость по сравнению с чистыми притоками прямых иностранных инвестиций (foreign direct investment, FDI) и официальной помощью в целях развития (official development assistance, ODA) и продолжать влиять на экономическую ситуацию в странах СНГ.
 
Докладчик проанализировал объёмы финансовых потоков в Киргизию, Таджикистан, Молдавию, Армению, Грузию, Украину, Вьетнам и другие страны по таким показателям, как объем входящих ремиттансов в 2016 г. (в млн долл.) и их доля в ВВП (в %): все рассматриваемые страны принимали потоки ремиттансов в объёме, превышающем 1 млрд долл. Максимальный финансовый поток направлялся во Вьетнам – 13383,3 млн долл. Украина была на втором места с 6160,6 млн долл., а по доле этих потоков в ВПП лидировала Киргизия с 30,5%. Далее следовали Таджикистан (28,9%) и Молдавия (21,7%), что свидетельствует о большой зависимости экономики этих стран от поступлений денежных переводов мигрантов на родину, где они играют роль источника дополнительного дохода и роста потребления домохозяйств или источника инвестиций в такие сферы экономики, как микро- и малый бизнес, покупка ценных бумаг и т.д.
 
В то же время объем потока ремиттансов и особенно их доля по отношению к ВВП значительно сократились в последние 3 года в Армении, Молдавии и Таджикистане, что докладчик связывал с ухудшением экономической ситуации в России. Потоки ремиттансов сравнивались автором с потоками прямых иностранных инвестиций (FDI) и официальной помощи в целях развития (ODA). Был сделан ключевой вывод, что с 2003 г. ремиттансы стали превышать ODA, а после кризиса 2008 г. и потоки FDI, таким образом став основным источником валютных поступлений в эти страны (кроме Вьетнама).
 
По мнению докладчика, кризис 2008-2009 гг. показал, что ремиттансы являются более стабильным и надежным источником иностранных финансовых притоков для стран СНГ, так как послекризисный объем ремиттансов восстановился в течение одного года, в то время как приток прямых иностранных инвестиций находился на низком уровне, так и не достигнув предкризисного объема.
 
Доцент ДМЭиМФ Финансового университета к.э.н. Н.Л. Орлова остановилась на проблеме ресурсных аспектов формирования конкурентных преимуществ ЕАЭС. По ее мнению, формирование конкурентных преимуществ в современной мировой экономике идет на основе «абсорбции» ресурсных возможностей участников интеграционных процессов. Функционирование ЕАЭС дает возможность России конкурировать с ведущими экономиками мира на основе формирования мощной геоэкономической зоны и потребует внедрения новых принципов работы.
 
Докладчик обратила особое внимание на транспортный потенциал ЕАЭС. Отметила, что мы наблюдаем преображение евразийской платформы, которое открывает новые возможности в совместном планировании эффективного взаимодействия стран региона. Особо ярко в этом ключе заявила о себе глобальная инициатива стыковки проекта Китая «Один пояс – один путь» с Евразийским экономическим союзом, которая рассматривается в качестве важного фактора роста российской экономики. Реализация данной инициативы стыковки проектов востребует применение комплексного подхода к ресурсному обеспечению производства и потребления новых товаров, услуг, технологий. Представляется, что этот подход будет опираться на гармонизацию ресурсов, их соразмерность, упорядочение, построение новой ресурсной пирамиды. Тесное переплетение и взаимодействие государственных, надгосударственных и бизнес-структур интернационализированных воспроизводственных звеньев, общественных организаций стран-участниц придаст этому кластеру инновационный характер.
 
На предконтрактной стадии внешнеторговых сделок целесообразно использовать методику расчета уровня экономической проницаемости границ. Практическая значимость состоит в использовании этого показателя для проведения логистических исследований при планировании перемещения материального ресурса и выбора оптимальных маршрутов товародвижения при осуществлении внешнеторговых сделок.
 
Эффективное оперирование интеграционным ресурсом будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры и логистики, улучшению делового климата и привлечению инвесторов, подготовке совместных проектов в сферах энергосбережения и энергоэффективности, повышению роли малого и среднего предпринимательства на пространстве ЕАЭС.
 
Главный научный сотрудники ИнИМЭО Финансового университета д.э.н., профессор В.Л. Абрамов посвятил свое выступление актуальной научной проблеме, имеющей важное теоретическое и практическое значение, – формированию устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) государств – членов Евразийского экономического союза в процессе развития интеграционного взаимодействия.
 
Он проанализировал макроэкономические показатели экономической устойчивости государств – членов ЕАЭС за период 2011-2016 гг. Этот анализ свидетельствует о том, что в 2014-2016 гг. произошел экономический спад, ухудшились показатели социально-экономического развития государств – членов ЕАЭС, при этом фактически у всех государств-членов превышены пороговые значения по отдельным показателям экономической устойчивости.
 
В связи с этим докладчик обосновал, что государства –члены ЕАЭС должны формировать устойчивые конкурентные преимущества национальных экономик, которые обязаны соответствовать следующим критериям: способствовать увеличению национального ВВП; отсутствовать (или же присутствовать в малой степени) у государств-конкурентов; обладать уникальностью и сложностью в незамедлительном воспроизведении; выдерживать глобальную конкуренцию на протяжении длительного времени.
 
Повышение конкурентоспособности ЕАЭС, сказал в своем выступлении доцент ДМЭиМФ Финансового университета к.э.н. Р.В. Кашбразиев, требует разработки новых подходов и инструментов международной производственной кооперации. Она акцентировал внимание на развитии глобальных производственных цепочек, их роли в формировании конкурентных преимуществ ЕАЭС.
 
Преимущество глобальных цепочек как формы международной производственной кооперации, отметил докладчик, состоит в том, что их становление происходит путем сравнения издержек производства и обращения в разных странах с последующим комбинированием эффективных производителей. Механизм создания глобальных производственных цепочек на базе минимизации издержек и конкурентного отбора производителей способствует тому, что страны и регионы стремятся, во-первых, попасть в глобальные производственные цепочки, во-вторых, закрепить за национальными подразделениями создание как можно большей добавленной стоимости.
 
Докладчик привел приведены примеры глобальных цепочек по производству медицинского образования, созданных в рамках стран ЕАЭС. Особо подчеркнул, что эти глобальные производственные цепочки не являются воспроизводством промышленной кооперации советского образца, поскольку они «длиннее» и отличаются успешным взаимодействием с научно-производственными и сбытовыми компаниями технологически развитых государств.
 
В своем докладе ведущий научный сотрудник ИнИМЭО Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета к.э.н. П.В. Алексеев проанализировал актуальные проблемы формирования общего финансового рынка стран ЕАЭС, а также базовые принципы, предпосылки и условия данного процесса.
 
Он отметил, что к числу базовых принципов построения общего финансового рынка относятся следующие положения: а) принятие комплекса мер по выравниванию уровня развития финансовых рынков стран ЕАЭС; б) опора на принцип постепенной гармонизации регулирования финансовых рынков с допущением разноскоростного подхода к данному процессу; в) создание однородной институциональной инфраструктуры объединенного финансового рынка, унифицированных моделей пруденциального надзора и налоговых режимов, создающих равные условия доступа и операционной деятельности на различных сегментах рынка.
 
По мнению докладчика, для полноценного финансового рынка необходимо обеспечить следующие условия: а) свободное передвижение капиталов между странами с поддержанием высокого уровня денежной ликвидности рынков; б) создание новых регуляторных финансовых институтов, ослабляющих давление спекулятивных финансовых операций в ущерб цели долгосрочного финансирования экономического развития; в) снижение чрезмерной зависимости финансовых рынков от деятельности нерезидентов и др.
 
В целях формирования и совершенствования нормативно-правовой базы предложено закрепить в Договоре о ЕАЭС определение общего финансового рынка стран ЕАЭС, а также цель его формирования с учетом функциональной роли в экономике. Целесообразно также дополнить действующий Договор о ЕАЭС принятием нормативно-правовых документов, касающихся создания общего финансового рынка. В частности, включенные в Договор совместно регулируемые сектора финансового рынка – банковская и страховая деятельность, а также операции на рынке ценных бумаг – должны быть дополнены нормативно-правовой базой, регулирующей такие важные сегменты, как кредитный, валютный рынки, рынок микрофинансирования и другие. Кроме того, должны быть комплексно проработаны вопросы совместного регулирования кросс-секторальных пересечений продуктов и услуг финансового рынка, учитывая, что все сегменты финансового рынка активно взаимодействуют друг с другом (банковское страхование, размещение в кредитных организациях средств страховых, пенсионных и других фондов коллективных инвестиций и пр.).
 
Базовой предпосылкой создания общего финансового рынка стран ЕАЭС является формирование экономического потенциала Евразийского союза на основе повышения эффективности процесса воспроизводства в государствах-участниках евразийской интеграции.