Под таким девизом прошел 27 февраля в профессорском
клубе прошел семинар на «Методическом Олимпе».
В семинаре участвовали 30 человек.
Активно участвовали в дискуссии ректор - Эскиндаров М.А., а также проректор
по развитию образовательных программ Каменева Е.А., начальник УМООП Сергеева
Н.И., заместитель первого проректора по учебной работе Смирнов Д.А., советники
ректора Розина Н.М. и Белгородцев В.П., декан факультета финансовых рынков
Безсмертная Е.Р. и другие участники.
О
своем опыте создания онлайн –курса по дисциплине «Финансовые технологии и
финансовый инжиниринг» рассказала Гусева Ирина Алексеевна, профессор Департамента финансовых рынков и банков. Климова
Ирина Алексеевна и Копусь Татьяна Леонидовна рассказали о создании онлайн-курса
Департаментом языковой подготовки по дисциплине «Межкультурная деловая коммуникация»
(на английском языке).
В своем выступлении Гусева И.А.
отметила, что студенческая аудитория всегда очень
позитивно реагировала на то, что их преподаватель – автор онлайн-курса. И автор
почувствовала гордость за то, что смогла это сделать. В сути своей онлайн-курс-
это «учебник», и должен быть первоклассным,
как и учебник, считает Ирина Алексеевна. А дисциплина, по которой создается
онлайн – курс, должна быть апробирована и отработана.
В то же время, представители Департамента
языковой подготовки использовали целый ряд учебников для создания своего
онлайн-курса.
Важным моментом, который отметили все
выступающие, что при создании онлайн-курса должна работать команда: сценарист,
режиссер, гример, консультанты и помощники. У преподавателя таких помощников
нет, и это означает, что сам автор должен тщательно подготовиться не только с
точки зрения подачи материала и его содержания. Это требует больших затрат
времени и труда. При этом, если
преподаватель не может успешно справиться со съемкой, может быть приглашен
сторонний специалист, успешно реализующий текстовую часть фильма. Эту возможность использовали преподаватели
Департамента языковой подготовки.
Создание онлайн-курса для применения в образовательном процессе вуза
должно происходить только после постановки четкой цели по повышению качества
обучения.
Выступающие отметили, что фрагменты
онлайн-курса должны быть краткими: «клиповое» восприятие современных молодых
людей определяет такой подход. А речь –
достаточно быстрой. Если речь замедляется – внимание слушателей начинает
«ускользать». Десятиминутный фрагмент - это уже очень много. Выводы каждого фрагмента фильма
должны быть методически четкие.
Видеофрагмент
может завершаться какой-то единой фразой (как у блогеров). С точки зрения Гусевой
И.А. одновременно должен создаваться и онлайн - курс и учебник по этому курсу
(не обязательно бумажный, может быть и электронный). Онлайн-курс и учебник –
это разные форматы, один дополняет другой. Blended-learning – обязательно нужно
использовать эту форму. Департамент
языковой подготовки переводил часть студентов на онлайн-обучение, однако это
потребовало серьезного анализа и корректировки контроль-измерительных
материалов по дисциплине.
Выступающие
отметили, что онлайн-курсы могут быть созданы для имиджевых целей, для внешних
пользователей. Для своих собственных студентов: это совершенно разные по
содержанию курсы).
Выступающие
отметили, что могут быть программы, полностью состоящих из онлайн-курсов плюс
личные консультации преподавателей онлайн. Например, для программ, реализуемых
в дистанционном формате (в дискуссии была высказана другая точка зрения- первое образование должно быть в очном формате).
На втором образовании онлайн-курсы – применимы. Также – на дополнительных
образовательных программах.
Участники
семинара отметили тот факт, что хороший электронный учебник выполняет обучающую
роль зачастую не хуже онлайн-курса.
Доцент Департамента
социологии, истории и философии Е.Е. Звонова рассказала об особенностях своего
онлайн-курса «Введение в философию русского космизма» (наличие сурдоперевода,
возможности заказать экскурсию по музеям, связанным с именами философов и
ученых- космистов, а также интервью с исследователем творчества И.А. Ефремова
Н.Н. Смирновым и материалов авторского проекта мультфильма об А.Л. Чижевском).
Соответствующий опыт разработки может оказаться ценным при создании и
продвижении новых онлайн-курсов на внешнем рынке, а также внутри вуза в
воспитательных целях.
Межкультурная деловая коммуникация
Методические рекомендации по повышению качества
онлайн курсов
Методический олимп 27.02.2020