25 февраля 2025г. в Академии государственной противопожарной службы МЧС России в рамках общественно-государственной подготовки приняли участие преподаватели кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ (канд. псих. наук Крупчак М.М., канд. техн. наук Масалева М.В.). Отдел психологического обеспечения выступал по актуальной теме «Основные методы оценки актуального функционального состояния и способы его регуляции».
Рассматривались следующие вопросы: Какие факторы могут вызвать стрессовую реакцию? В чем состоит профилактика возникновения негативных функциональных состояний? Как можно по поведению человека определить, какое у него негативное функциональное состояние?» и др. Обсуждались техники и методы активизации физиологического ресурса в педагогической деятельности.
Фото 1. Участники академической общественно-государственной подготовки
Профилактика неблагоприятных функциональных состояний — снятие проявлений стрессовых состояний и уменьшение степеней эмоциональной напряженности, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, на фоне нормализации состояния человека (главным образом за счет успокоения, расслабления) часто возникает необходимость активизировать протекание восстановительных процессов для скорейшего достижения высокой работоспособности, а также усилить мобилизацию внутренних ресурсов организма.
Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.
Среди методов, применяемых психологами в работе с неблагоприятными функциональными состояниями, выделяются способы регуляции стрессовых состояний, а также состояний пресыщения, монотонии и утомления. Например, при стрессе применимы следующие способы саморегуляции:
-
Дыхательные упражнения для быстрого снятия напряжения. Необходимо сделать вдох на счет от 1 до 10, задержать дыхание, а затем выдох — при счете от 10 до 1.
-
Упражнение «Арифметика» на концентрацию внимания. Необходимо подсчитать, сколько осталось дней до знаменательных дат текущего года (например, до дня рождения, до дня свадьбы, отпуска). Таким образом, внимание концентрируется на математических операциях и, как следствие, снижается уровень тревоги.
-
Метод самоприказа. Произнесение, желательно многократное, вполголоса или вслух фразы, в которой выражается способность преодолеть трудность с целью усиления совладания с собой. Например, «я могу сделать…», «я должен(а) преодолеть…»
-
Нервно-мышечная релаксация. В этом упражнении имеются некоторые противопоказания: эпилепсия, травмы спинного и головного мозга. Необходимо последовательно напрягать (по 10 секунд) и расслаблять каждый сектор тела (по 3 раза на каждый) в следующем порядке: ноги, ягодицы, брюшной пресс, грудная клетка, руки, плечи, лицо. Упражнение способствует полному расслаблению всех групп мышц и преодолению тревожного или стрессового состояния.
С целью самостоятельной регуляции состояний утомления, монотонии и пресыщения применяются следующие упражнения:
-
Упражнение «Вижу, слышу, ощущаю». Для того чтобы отвлечься, с повышенным вниманием отмечайте, что вы видите — какие предметы попадают в поле зрения, слышите — какие звуки, шорохи, голоса вас окружают, и ощущаете — прикосновение одежды, неровности покрытия под ногами, стук сердца.
-
Гимнастика для расслабления глаз: плотно закрывать и широко открывать глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.); крепко зажмурить глаза на 3–5 сек, затем открыть глаза на 3–5 сек (повторить 6–8 раз); быстро моргать в течение 1–2 мин.
-
Упражнение для расслабления мышц головы и шеи. Надавливая пальцами на затылок в течение 10 секунд, делать вращательные движения по кругу вправо и влево.
-
Упражнение для расслабления рук. Широко расставить пальцы рук и напрячь кисти на 5–7 секунд, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5–7 секунд, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями.
Представленные способы саморегуляции и меры профилактики негативных функциональных состояний позволят преподавателям привести свое состояние в норму. Внимательное отношение к своему организму и своевременная коррекция отклонений в педагогической деятельности помогут предупредить снижение работоспособности, не допустить ухудшения психологического и физического здоровья.
В заключение необходимо подчеркнуть, что негативные функциональные состояния возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их развития. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста.
Фото 2. Участие ППС в общественно-государственной подготовке
Крупчак Марина Михайловна
доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности»
Финансового университета при Правительстве РФ,
кандидат психологических наук
Масалева Мария Владимировна
доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности»
Финансового университета при Правительстве РФ,