Категория обучающихся: работники образовательных организаций высшего образования.
Цель комплексной программы: формирование и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности преподавателя высшей школы при преподавании дисциплины «История России». в соответствии с требованиями ФГОС и приказа Минобрнаукн России от 19 июля 2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».
Содержание программы: Программа предусматривает следующее тематическое планирование:
Программа состоит из 4-х модулей:
Модуль 1. Актуальные теоретико-методологические н общественно-политические проблемы исторической науки при преподавании дисциплины «История России» в высшей школе
- Методология истории: принципы, методы и особенности исторического познания.
- Историософское осмысление исторического процесса и концепции исторического развития человечества в эпоху Древности, Средневековья, Новое и Новейшее время.
- Фальсификация истории как проблема исторической науки, государства и общества.
- Теоретико-методологические вопросы источниковедения и историографии российской истории в контексте достоверности исторического знания.
Модуль 2. Теоретико-методологические н конкретно-исторические вопросы российской истории при преподавании дисциплины «История России» и высшей школе.
- Факторы, закономерности и особенности исторического развития России.
- Фактор личности в общественно-историческом процессе в историко-философском и конкретно-историческом аспектах.
- Культурологические вопросы общественно-исторического развития России.
- Точки бифуркации и альтернативы российской истории – в контексте геополитики.
Модуль 3. «История России» как учебная дисциплина в высшей школе
- Теоретические проблемы исторической науки. Основы методологии исторической науки. Основные факторы и особенности российского исторического процесса.
- Народы и древнейшие государства на территории России. Восточные славяне.
- Образование древнерусского государства.
- Государство Русь в IХ – начале ХII веков.
- Политическая раздробленность в русских землях и княжествах в начале ХII – первой половине ХIII вв.
- Культура Руси до монгольского нашествия.
- Борьба русских княжеств с монгольским завоеванием и агрессией крестоносцев в ХIII в.
- Русские земли и княжества во второй половине ХIII – первой половине ХV вв.
- Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце ХV – начале ХVI вв. Образование Российского государства.
- Российское государство в ХVI в. при Иване Грозном.
- Россия на рубеже ХVI –ХVII вв. Смутное время.
- Внутренняя политика России в «бунташный век».
- Внешняя политика России в ХVII веке.
- Русская культура в ХIII – ХVII вв.
- Россия в конце ХVII – первой четверти ХVIII вв. Петровские преобразования.
- Дворянская империя во второй четверти – середине ХV в. Дворцовые перевороты.
- Россия во второй половине ХV в, Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой.
- Русская культура в ХVIII в.
- Внутренняя политика в России в первой половине ХХ в.
- Внешняя политика России в первой половине ХIХ в.
- Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине ХХ в.
- Русская культура в первой половине ХIХ в.
- Внутренняя политика России во второй половине ХIХ в.
- Внешняя политика России во второй половине ХIХ в.
- Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
- Внутриполитическое положение и общественное движение в России в начале ХХ в.
- Внешняя политика России в начале ХХ в.
- Русская культура во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
- Революции 1917 г. в России
- Советская Россия в 1917 – 1920 тг.
- Советское государство в 20-е – 30-е годы ХХ в.
- Внешняя политика советского государства в 1920 – 1930-е гг. Мир на пороге войны.
- Великая Отечественная война.
- Рождение сверхдержав и биполярного мира.
- Послевоенное восстановление и развитие СССР в 1945 – 1952 гг.
- Развитие СССР в 1953 – 1964 гг.
- Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965 – 1984 гг.
- Последние годы существования СССР (1985 – 1991 гг.)
- Россия в 90-е годы ХХ века первые годы ХХI столетия.
Аттестация: Промежуточная аттестация проводится в форме онлайн-тестирования. Итоговая аттестация проводится в форме защиты творческого практикоориентированого проекта.
Выдаваемые документы: диплом о профессиональной переподготовке.