VII сессия Научно-методологического объединения
по миграционным и демографическим процессам
Экспертный круглый стол: «Актуальные вопросы теории регулирования миграционных процессов».
В целях развития научно-методологического сотрудничества в сфере теории регулирования миграционных процессов 20 марта 2019 года в Профессорском клубе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации проведена VII сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам в формате экспертный круглого стола.
Научный руководитель - Зорин Владимир Юрьевич, доктор политических наук, профессор, руководитель Центра по научному взаимодействию с общественными организациями, СМИ и органами государственной власти Института этнологии и антропологии Российской академии наук.
Модерирование экспертного обсуждения осуществлено Галас Мариной Леонидовной, доктор исторических наук, профессор, главным научным сотрудником Департамента политологии и массовых коммуникаций, руководителем Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Эксперты рассмотрели актуальные вопросы теории регулирования миграционных процессов:
- Методологические подходы к регулированию миграционных процессов Российской Федерации с учетом новых тенденций развития науки.
- Зарубежные и международные подходы, разработанные в сфере регулирования миграции.
- Современные методики мониторинга, прогнозирования миграционных процессов.
- Показатели регулирования миграционных процессов.
Эсоев Абдусаттор, директор Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в Москве поделился с участниками и экспертами планами по основным направлениям деятельности этой структуры ООН. Особое внимание акцентировал внимание Абдусаттор акцентировал внимание на принятии 10 декабря 2018 в Марракеше (Марокко) Глобального договора Организации Объединенных Наций «о безопасной, упорядоченной и законной миграции» и последующей имплементации в государствах – участниках.
В ходе беседы руководитель Бюро МОМ в Москве с проректором по научной работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимиром Владимировичем Масленниковым были обозначены формы и сферы сотрудничества в области исследования глобальных миграционных процессов.
Артамонов Олег Викторович, заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии рассмотрел методические подходы и инструменты регулирования миграционных процессов на территории государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ознакомил собравшихся с новациями правового регулирования трудовых отношений на территории ЕАЭС.
С открытием сессии Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам его руководителя, экспертов и участников поздравил Котельников Максим Васильевич, заместитель проректора по международному сотрудничеству Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
В.Ю. Зорин сделал пленарный доклад «Миграционная политика между правами человека и безопасностью», отметив актуальность заседании круглого стола. Обсуждаемая тема, по мнению научного руководителя, в тренде глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции и, с учетом развернувшейся вокруг него дискуссии, представляет большой научный и практический интерес.
Текст доклада:
«В октябре 2013 года в Нью-Йорке на площадке ООН состоялся Диалог высокого уровня по международной миграции и развитию. В мае 2014 года была проведена основная встреча высокого уровня Глобального форума по миграции и развитию, которая способствовала дальнейшему утверждению миграции в качестве одного из основных вопросов международной повестки дня.
Несомненно, что значительный наплыв беженцев и мигрантов в Европу в 2014-2015 гг. ускорил работу в этом направлении. В результате этого в сентябре 2016 года на пленарном заседании высокого уровня Генассамблеи ООН была принята «Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах», которая предусматривала разработку и последующее принятие в 2018 г. на межправительственном уровне двух глобальных договоров о безопасной, упорядоченной и легальной миграции и о беженцах.
Российская делегация активно участвовала во всех этапах межправительственных переговоров по Глобальному договору. При поддержке ряда стран нам удалось закрепить юридически необязывающий характер договора, отфиксировать принцип добровольности его выполнения, блокировать попытки ввести запрет на высылку мигрантов, избежать смешивания понятий «беженец» и «мигрант», не допустить декриминализацию ответственности за незаконное пересечение мигрантами государственных границ, убрать ссылки на несоответствующие рекомендации международных организаций, а также более четко прописать механизм обзора выполнения документа.
Понятно, что текст Глобального договора является результатом вынужденного компромисса стран исхода и приема мигрантов и в целом он не противоречит российским подходам к миграционному досье. Вместе с тем в документе имеется ряд проблемных для нас моментов, в частности, закрепляемая договором т.н. концепция «разделения ответственности».
Российская Федерация считает, что сам термин «разделение ответственности» на нынешнем этапе не вполне объективно отражает сложившиеся реалии, речь, разумеется, не может идти о какой-либо юридической ответственности. С точки зрения международного права, международная ответственность государства возникает в результате совершения им международно-противоправного деяния, и «разделение» такой ответственности подразумевает соучастие в таком противоправном деянии. Говорить о политической ответственности тем более неуместно, так как первопричиной сложившейся миграционной ситуации во многом является практика вмешательств во внутренние дела суверенных государств. По нашему мнению, страны, «приложившие руку» к возникновению кризисов, должны нести основную ответственность за преодоление их миграционных последствий. Как представляется, менее противоречивым является понятие «разделение бремени».
В целом Глобальный договор задает определенный вектор в развитии современных взглядов и подходов к проблематике международной миграции, формирует очертания универсального подхода к этой проблеме. В рамках международного сотрудничества и на внутригосударственном уровне предстоит выработать конкретные механизмы реализации положений Глобального договора с учетом национальных интересов его участников, в том числе в области безопасности и приоритетного обеспечения интересов собственных граждан.
В этой связи следует отметить, что Российская Федерация уже активно начала такую работу. 31 октября 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была утверждена обновленная Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, которая содержит ряд положений, реализующих принципы и цеди Глобального договора по миграции.
По информации Международной организации по миграции (МОМ), в настоящее время в мире насчитывается около 258 млн. международных мигрантов, более 750 млн. человек мигрировали внутри своих стран.
Согласно статистическим данным ООН, примерно 200 млн. трудящихся-мигрантов посылают деньги в страны своего исхода на регулярной основе. К концу 2017 года объем переводов денежных средств в развивающиеся страны достиг 466 млрд. долларов. Значительная часть от этой суммы остается в принимающих странах.
В соответствие с отчетом Международной организации по миграции населения, количество международных мигрантов 2010 году составило около 214 миллионов человек, это 3,1% человечества в целом. Цифра впечатляющая, но, как прогнозируют эксперты, она будет только увеличиваться. При увеличении данного показателя с существующей скоростью к 2050 году мигрантами будут считаться около 405 млн. человек. Некоторые ученые сравнивают это с Великим переселением народов.
Как говорится, слова новые, а явления старые. Россия – не исключение. Она также вошла в мировую тройку лидеров в миграционном отношении. Страна принимает огромное количество иностранцев, уступая только США и Германии. Причину этого феномена эксперты видят в том, что государство проводит грамотную миграционную политику, привлекая иностранную рабочую силу для обеспечения своих национальных и экономических интересов. Наиболее привлекательные для иностранцев регионы – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Краснодарский край.
Тема, обозначенная в повестке «круглого стола», говорит о ключевой проблеме. Миграция и проблема прав человека и безопасность принимающего государства, необходимость демографическая и опасность депопуляции – именно эти вопросы раскололи европейское общество. Актуальны они и для России.
Тема миграции остается одним из наиболее острых и актуальных общественно-политических сюжетов. Если эксперты воспринимают ее, прежде всего, в контексте рынка труда и демографии, то на уровне массового сознания акцент делается на вопросах безопасности (как государственной, когда речь идет о терроризме, так и общественной, прежде всего, на проблемы бытовой преступности, распространения наркотиков). Тот факт, что многие приезжие представляют республики Центральной Азии, Закавказья, то есть регионы, близкие к зонам конфликтов, дополняет остроты общественным дискуссиям и обсуждениям в социальных сетях.
В качестве примера хочется привести опрос экспертов по миграционной проблематике, проведенный учеными Института этнологии и антропологии РАН в Москве. Они оценивали влияние миграции, как внешней, так и внутрироссийской, на процессы, связанные с оттоком и притоком населения в своем регионе.
Тема исследования встретила интерес и понимание у экспертов, однако некоторые организационные сложности, впрочем, обычные для подобных опросов в Москве, все-таки возникали. Наиболее доступными оказались сотрудники академических институтов. Для них привычна роль эксперта, срабатывает также и профессиональная солидарность. Сложнее получить согласие представителей органов государственной власти и общественных организаций. Представители обеих категорий ссылаются на нехватку времени, представители первой категории неохотно дают комментарии без санкции руководства, а общественники не всегда уверены в своей компетенции.
Оценивая общий характер влияния миграции на демографическую ситуацию в регионе, 60% респондентов заявили, что считают это влияние положительным и около 40% сочли его отрицательным. Среди тех экспертов, кто предпочел дать другой ответ, преобладают те, кто считает, что миграция не влияет на демографию региона: «миграции в целом малозаметны в условиях жизни мегаполиса». Один из опрошенных считает, что ситуацию «нельзя оценивать однозначно, есть плюсы и минусы». Двенадцать процентов затруднились с общей оценкой влияния миграции на демографическую ситуацию. Отрицательное влияние миграции на демографическую ситуацию, по мнению экспертов, заключается в том, что приезд новых жителей приводит к переизбытку населения региона. В то же время, существует противоположное экспертное мнение: рост населения столицы за счет мигрантов не является негативным процессом, а, наоборот, благотворно сказывается на экономической ситуации.
Представители госструктур редко склонны оценивать воздействие миграции на демографию столицы как положительное. В отличие от них, научное сообщество и представители общественных организаций считают это влияние в первую очередь положительным, причем среди ответов ученых наибольшее число положительных. Общественники полагают, что миграция оказывает положительное влияние на демографию, но и отрицательное влияние тоже существенно.
При ответе на вопрос «Способна ли миграция (отъезд, приезд) в ближайшие годы повлиять положительно или отрицательно на экономику Вашего региона?» эксперты проявили больше оптимизма. Почти 77% ответов о положительном влиянии и только в 22% ответов это влияние названо отрицательным. Что касается занятости и безработицы, то большая часть экспертов считает влияние миграции отрицательным. Характерно, что немногие затруднились с ответом, некоторые эксперты полагают, что конкуренция на рынке труда между местными жителями и мигрантами развернется по большей части среди квалифицированных работников. Качество услуг с притоком мигрантов также должно улучшиться, по мнению большинства экспертов.
В целом, большая часть экспертов считает, что миграция отрицательно повлияет на социальную обстановку в регионе. Наиболее значительное отрицательное влияние миграция оказывает (в порядке убывания) на социальную и транспортную инфраструктуру, криминогенную ситуацию, занятость и безработицу, зарплаты и доходы населения. Среди положительных факторов ведущими являются улучшение качества сферы услуг и приток квалифицированных кадров.
Вопрос «Что важнее для развития Вашего региона на ближайшие годы – сократить численность иностранной рабочей силы, или увеличить, или оставить без изменения?» не вызвал затруднений у экспертов. Подавляющее большинство выбрали вариант ответа «оставить без изменения, как есть в настоящее время».
В то же время, по данным социологических опросов, выросла доля россиян, выступающих за ограничение проживания в стране представителей отдельных этнических групп. Рейтинг «нежелательных» этносов возглавляют цыгане (рост по сравнению с 2017 г. с 17 до 32%), китайцы (с 15 до 31%) и вьетнамцы (с 12 до 26%). Следует подчеркнуть, что наиболее сильно мигрантофобия распространена в таких крупных мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург. Почти треть россиян (31%) считают трудовую миграцию благом для страны, тогда как почти половина (48%) придерживается противоположного мнения.
Однако, принимая выводы социологов и соглашаясь с тем, что ксенофобские и мигрантофобские настроения имеют тенденцию к росту, не следует впадать в другую крайность и констатировать радикальный слом предыдущего позитивного тренда.
В целом, масштаб миграции, как внутренней, так и внешней, впечатляет и требует постоянно внимания государства и общества. Нельзя не отметить некоторые тенденции развития внутренней миграции в нашей стране. В 2012-2017 гг. интенсивность миграции населения внутри Российской Федерации увеличилась на 10% при сохранении общей тенденции оттока в регионы центральной, северо-западной и юго-западной частей страны. Это – постоянный фактор роста диспропорций пространственного размещения населения. Практически весь потенциал внутренней миграции поглощают городские агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарский край.
В то же время, в январе-августе 2018 года миграционные процессы в России характеризуются как противоречивые. С одной стороны, эксперты отмечают снижение миграционных потоков в Россию. Этот тренд, обозначившийся в 2015 году, продолжается. Сокращение затронуло контингент не только из дальнего зарубежья, но и из Средней Азии: Узбекистана и Таджикистана. С другой стороны, по-прежнему крупные российские города (Москва, Санкт-Петербург и примыкающие к ним Московская и Ленинградская области), а также ряд регионов, в которых возможности получения работы более вероятны (Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край), остаются привлекательными для мигрантов. Приезжие заняты в строительстве (не менее 15 процентов занятых) и сфере услуг (ремонт, уборка, уход за детьми и престарелыми)
По данным МВД РФ, на территории России в 2018 г. с различными целями единовременно находятся 10,2 миллиона иностранных граждан, из них 8,5 миллионов – граждане стран СНГ (2 млн. – граждане Украины, среди которых значительный процент составляют люди, проживавшие в зоне военного конфликта в Донбассе; 2 млн. – граждане Узбекистана; 1 млн. – Таджикистана; 650 тысяч – Кыргызстана).
29 января 2018 года Генеральная прокуратура РФ представила данные об оценке уровня преступности в стране. Согласно цифрам, в 2017 г. мигранты стали законопослушнее. Так, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России в 2017 году было совершено 41 047 преступлений — на 6,6% меньше, чем годом ранее. При этом 36 233 преступления (на 5,9% меньше, чем в 2016 году) совершено гражданами государств – участников СНГ, что составило 88,3% всех преступлений, совершенных не гражданами России. Количество же преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, за год уменьшилось на 6,3% и составило 14 679.
Выстраивание эффективной модели управления миграционными отношениями требует постоянного совершенствования инструментов правового регулирования в миграционной сфере, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства и противодействия незаконной миграции. Корректировка правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности позволила сократить нелегальную часть трудовой миграции и увеличить число лиц, законно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.
В частности, был ограничен въезд для нарушителей миграционного и трудового законодательства. Усилена ответственность за организацию незаконной миграции, а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, введена уголовная и административная ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. В 2014—2015 годах за различные нарушения российского законодательства выдворено более 200 тысяч иностранных граждан и закрыт въезд в Российскую Федерацию более чем для 1,1 миллиона человек. Только за 1-е полугодие 2018 года эта цифра составила 166137 человек, что на 90 процентов больше, чем за этот же период прошлого года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что миграционное законодательство было одним из самых подвижных в российской правовой системе. Среди коренных изменений следует отметить, прежде всего, отмену квот для трудовых мигрантов и переход на систему патентов. В 2018 году стоимость патента в Москве составила 4500 рублей в месяц, в Московской области – 4300 рублей, в Санкт-Петербурге – 3500 рублей.
Правительство Российской Федерации установило квоту для оформления разрешений на временное проживание в размере 90 360 единиц (на всю Россию) – на 20 с половиной тысяч меньше, чем в 2017 году. В прошлом году квота составляла 110 880 разрешений. Федеральным законом от 31.12.2017 г. №498-ФЗ вносятся изменения в законодательные акты, касающиеся дактилоскопической регистрации. Согласно этому закону, иностранные граждане, которые получают вид на жительство в России (ВНЖ), при этом не получавшие разрешение на временное пребывание (РВП), подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.
В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на 2018 год сохранена установленная на 2017 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 30 % до 28 % общей численности работников. Сохраняется запрет (доля - 0%) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.
Вопросы совершенствования управления миграции отражены в документах стратегического планирования: Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Оба документа утверждены Указом Президента.
Концепция обозначает цели, принципы и задачи государственной миграционной политики России. Целью государственной миграционной политики на современном этапе является формирование в Российской Федерации миграционной ситуации, способствующей решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
В новой редакции Концепции подчеркивается, что миграционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного режима для переселения в Россию людей, в том числе, покинувших ее ранее, которые по своим качествам способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными гражданами и членами российского общества.
В числе основных проблем, мешающих легализации иностранных работников в России, значительное количество экспертов называет постоянное внесение поправок в существующие законы, частое несоответствие правоприменительной практики и действующего миграционного законодательства и отсутствие четкого понимания направления движения миграционной политики.
Следует отметить, что несмотря на позитивный тренд, сформировавшийся в последние годы в сфере государственной миграционной политики, мигрантофобия остается серьезной проблемой российского общества, однако ее уровень в последние три года также неуклонно снижается. Если в 2014 году он составлял 76%, в 2015-м — 68%, то в 2016-м — 66%. Это снижение авторы исследования объясняют упорядочиванием пребывания мигрантов на территории России (внедрение безвизового режима), отсутствием в 2016-2017 годах резонансных террористических актов, совершенных исламскими радикалами, и ослаблением праворадикального движения. Тем не менее специфическими для России остаются фобии по отношению к этническим меньшинствам. Например, уровень кавказофобии составлял в 2016 году 34% (в 2013 году он составлял 65%). Также определенную проблему представляет фобия к выходцам из Центральной Азии. Ее уровень составляет 29%.
В настоящее время вопросы социальной адаптации и интеграции мигрантов переданы в ведение Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН). Особая роль в решении этих задач принадлежит институтам гражданского общества. МВД РФ и ФАДН сегодня взаимодействуют с 1300 организациями, представляющими интересы мигрантов. В их Уставах отражена деятельность по оказанию помощи в интеграции и адаптации мигрантов, на эту деятельность выделяются грантовые средства на конкурсной основе. Предусмотрены налоговые льготы НКО, выполняющим подобные услуги населению. Интеграционные мероприятия способствуют более глубокому вхождению мигранта в социальное и культурное пространство российского общества и предназначены для иностранных граждан, временно и постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Сейчас готовится проект Закона, определяющий правовые нормы этой работы. В проекте подчёркивается, что системная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации является важнейшим условием эффективной реализации государственной национальной политики, которая одной из целей государственной национальной политики определяет успешную социальную и культурную адаптацию мигрантов, а в качестве одного из направлений – создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
Представляется опасным, когда тема национальных и миграционных отношений разыгрывается на выборах. Российский опыт учит: антимигрантская риторика кандидатов мало добавляет голосов, но наносит много вреда межнациональной стабильности, и даже способна менять политический ландшафт в странах и регионах. Пример тому - недавние выборы в Швеции и Баварии.
Хотелось бы подчеркнуть, что, начиная с выборов в Государственную Думу РФ 2016 года тема мигрантофобии практически не звучала в речах кандидатов в депутаты, вопрос оказался на периферии политических интересов. На выборах мэра Москвы в 2013 году, например, все кандидаты отметились в деле критики миграционной политики, соревновались в антимигрантской риторике. В 2018 году проходили очередные выборы мэра Москвы, и ситуация кардинально изменилась: вопрос миграционной политики не поднимался в выступлениях кандидатов на данный пост.
Безусловно, накопленный в России позитивные практики решения проблем трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев могут быть полезными, особенно в условиях возрастающей турбулентности в мире. Для новой России миграция населения призвана стать мобилизующим фактором социально-экономического развития страны, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе и укрепления правопорядка.
Справочно:
Сформированы структуры, которые займутся привлечением в Россию новых граждан.
Кремль сформировал институциональную инфраструктуру, призванную обеспечить переселение в Россию как можно большего числа людей из сопредельных государств. Цель амбициозная: сделать новыми россиянами 5–10 млн человек. В качестве доноров рассматриваются страны с высокой концентрацией русскоязычного населения — Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия.
Кремль завершил создание структур, которые займутся реализацией новой Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Последним шагом по выстраиванию вертикали на этом направлении стало распоряжение президента Владимира Путина от 6 марта о создании рабочей группы по реализации концепции.
В нее вошли 24 человека — чиновники различных министерств, ведомств, депутаты Госдумы. Возглавил группу руководитель управления президента по обеспечению конституционных прав граждан Максим Травников, который перешел в администрацию президента с поста замминистра юстиции в июле 2018 года. Уже в декабре Владимир Путин расширил функционал управления господина Травникова, доверив ему определение приоритетов в сфере миграции.
Именно через рабочую группу будет вестись вся работа госорганов, связанная с миграционной политикой. Она будет генерировать законодательные изменения, рассматривать инициативы министерств и ведомств, вырабатывать согласованные решения по всем вопросам, касающимся миграции. Заниматься реализацией выработанных в Кремле установок будет правительственная комиссия по миграционной политике, которую возглавляет первый вице-премьер Антон Силуанов.
Чиновник, вошедший в состав рабочей группы назвал ее формирование завершением работы по оформлению институциональной структуры, нужной для начала масштабной работы в сфере миграции: «Принятая в ноябре Концепция миграционной политики — это идеологическая основа. Реорганизация управления Травникова и создание группы — нужная инфраструктура».
Задачу плотно заняться темой миграции поставил Владимир Путин. В последнее время он часто говорит о демографическом кризисе и необходимости создать все условия для переселения в РФ соотечественников. Последний раз президент сказал об этом в послании Федеральному собранию. Отметив, что Россия вошла в сложный демографический период, а рождаемость падает, он призвал не мириться с этой ситуацией и преодолевать сложности.
Законодательная работа на этом направлении уже ведется. Помимо новой Концепции миграционной политики уже приняты или находятся в процессе принятия законы, связанные с вопросами гражданства.
В силу скоро вступят изменения в закон «О гражданстве», предполагающие отмену для желающих получить гражданство РФ регистрации по месту жительства. Еще одна внесенная в Думу инициатива предполагает разрешение на работу в российских госорганах, включая МВД и спецслужбы, гражданам Украины, которые перешли в гражданство России.
В весеннюю сессию Госдума планирует одобрить еще несколько законодательных инициатив, касающихся гражданства и вопросов переселения в Россию. На Охотном ряду уже рассматривают очередные изменения в закон «О гражданстве Российской Федерации». Они, по сути, предлагают амнистию для тех, кто до 2010 года получил паспорт РФ с нарушениями. Им дадут возможность все исправить и сохранить гражданство, а период, в который все можно будет оформить по правилам, будет продлен до 2025 года.
Действующая редакция закона касается тех, кто стал гражданином РФ до 2002 года, а исправить ошибки можно до 2020 года.
Поправки, которые расширят временные рамки, планируют принять в первом чтении уже в мае. В числе их авторов — главы комитетов по развитию гражданского общества, по делам СНГ и по делам национальностей Сергей Гаврилов, Леонид Калашников и Ильдар Гильмутдинов. Отношение к ним имеет и управление Максима Травникова.
Сергей Гаврилов (член рабочей группы) объяснил суть нововведений. По его словам, они коснутся десятков тысяч человек, получивших паспорта «по разным схемам, с ошибочными или искаженными данными». Как пояснил депутат, зачастую эти люди получали паспорта в странах СНГ, и нередко проверка оснований для оформления ими гражданства России не проводилась.
«У таких людей нередко изымаются паспорта, и они оказываются в сложном положении. Подготовленные поправки — гуманитарная операция, которая позволит закрыть этот вопрос», — отметил господин Гаврилов.
Решение заменить в законе «О гражданстве» 2002 год 2010-м связано с тем, что к концу нулевых уже заработала единая информационная база, благодаря которой число нарушений при оформлении гражданства было сведено к минимуму. Поблажки не будут распространяться на тех, кто допустил серьезные нарушения при оформлении гражданства России. Например, сознательно предоставлял ложные сведения.
Еще одно готовящееся нововведение касается вида на жительство для иностранцев. Сейчас он выдается на пять лет с необходимостью продления. Однако в правительстве уже находится законопроект о том, чтобы сделать его бессрочным. Оттуда законопроект будет направлен в Госдуму и принят.
По словам людей, имеющих отношение к разработке законов, связанных с реализацией Концепции государственной миграционной политики, в ближайшее время появятся новые инициативы, цель которых — упростить и сделать прозрачными процедуры, связанные с получением гражданства, оформлением вида на жительства в России и прочими сопутствующими переселению формальностями.
Начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-майор полиции Валентина Казакова (член рабочей группы) сообщила вчера агентству «РИА Новости», что гражданство РФ в прошлом году получило около 270 тыс. иностранцев и лиц без гражданства.
Хотя власти России официально ни разу не обозначали, какое количество людей в итоге хотелось бы привлечь в страну, источники “Ъ" говорят, что для покрытия естественного отрицательного прироста населения нужно до 300 тыс. человек в год. В идеале же, говорят они, нужно стремиться к тому, чтобы новыми россиянами в будущем стало 5–10 млн человек. В качестве стран-доноров в этом смысле рассматриваются сопредельные государства с большим количеством русскоязычных: Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдавия и др.
По вопросам обсуждения выступили эксперты:
- Аршин Константин Валерьевич, кандидат философских наук, ВНИИКХ имени А.Г. Лорха.
- Герасимов Владимир Иванович, кандидат филологических наук, заведующий Отделом научного сотрудничества Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук.
- Герасимова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, инспектор по особым поручениям Организационно–аналитического департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Кушлейко Евгений Владимирович, начальник Информационно-аналитического управления Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Михалева Мария Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
- Пережогин Александр Александрович, главный эксперт-специалист отдела анализа Информационно-аналитического управления Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Силласте Галина Георгиевна, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
- Федорова Ирина Юрьевна, доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
- Чугунов Виталий Рудольфович, IT директор ЗАО «ЕС-лизинг».
- Шевченко Кирилл Дмитриевич, кандидат юридических наук, консультант Бюро Международной организации по миграции в Москве.
В завершении обсуждения свое видение перспектив сотрудничества в сфере теории регулирования миграционных процессов, приоритетов в организации фундаментального исследования в этой сфере представил Белоконев Сергей Юрьевич, кандидат политических наук, руководитель Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Итоги рассмотрения методологических подходов к исследованию актуальных миграционных вопросов подвел руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета М.Л. Галас.
Марина Леонидовна в качестве приоритетных исследовательских целей определила:
- междисциплинарное теоретико-методологическое изучение методик регулирования миграционных процессов с учетом мировых тенденций развития науки и практико-ориентированного стратегического моделирования, эмпирических миграционных индикаторов;
- анализ, разработку методических принципов мониторинга стратегического прогнозирования внутригосударственных, внешних и глобальных закономерностей миграционных процессов в целях оптимизации их регулирования;
- разработку теоретических основ регулирования миграционных процессов в регионах Российской Федерации.
По итогам заседания готовится итоговый документ (резолюция) для информирования Правительства Российской Федерации, профильных структур федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованных органов исполнительной власти, международных организаций.
Информационные партнеры:
- Научный журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета».
- Научный журнал «Наука. Общество. Оборона».
- Информационно-правовая компания «ГАРАНТ».
- Информационное агентство REX.