Университетский преподаватель в цифровой среде обучения: преподаватель в онлайне или онлайн для преподавателя?
19-21 сентября 2019 года в Анапе состоялась ежегодная сентябрьская международная научно-практическая конференция секции по финансам ФУМО ВО «Экономика и управление», организованная Международной ассоциацией организаций финансово-экономического образования (МАОФЭО) и Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Традиционно обсуждались вопросы проектирования и реализации образовательных программ финансово-экономической направленности, но на этот раз – в контексте цифровизации. «Университетский преподаватель в цифровой среде обучения» – так была определена тема конференции.
Среди участников конференции – проректоры, заведующие кафедрами, преподаватели Ростовского государственного экономического университета, Сибирского федерального университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, Воронежского государственного университета инженерных технологий, Воронежского государственного университета, Университета Нархоз (Республика Казахстан), Российского университета кооперации, Байкальского государственного университета, Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. Ведущие эксперты, руководители, неравнодушные педагоги, приехавшие обсудить, как развивается сейчас финансово-экономическое образование, как встроиться в цифровую трансформацию, как помочь педагогам сохранить качество обучения и при этом соответствовать времени.
В первый день конференции прошли открытые заседания комитетов МАОФЭО «Учет, анализ и аудит» и «Маркетинг». Первым выступил Председатель комитета «Учет, анализ и аудит» Бариленко Владимир Иванович, профессор Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета с докладом на тему «Профессиональные стандарты и подготовка к оценке уровней квалификации», в котором затронул проблему качества и применимости в образовательном процессе профессиональных стандартов по бухгалтерскому учету. Дискуссию поддержал Лабынцев Николай Тихонович, заведующий кафедрой бухгалтерского учета Ростовского государственного экономического университета. Обсудили и одобрили проект профессионального стандарта «Специалист по управленческому учету», подготовленный группой разработчиков комитета МАОФЭО «Учет, анализ и аудит» под руководством профессора Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета Вахрушиной Марии Арамовны.
Председатель комитета МАОФЭО «Маркетинг» Карпова Светлана Васильевна, профессор кафедры «Логистика и маркетинг» Финансового университета, рассказала об особенностях внедрения независимой оценки квалификации в России, сделав акцент на профессии маркетолога.
На внеочередном Общем собрании членов МАОФЭО были обсуждены и приняты решения по вопросам о членстве в МАОФЭО. Поддержана инициатива Университета Нархоз (Республика Казахстан) о выдвижении в состав Совета МАОФЭО своего представителя - Скибы Марины Александровны, советника ректора Университета Нархоз, в состав Совета ассоциации. Рассмотрено и одобрено предложение о создании комитета «Правовое регулирование экономической деятельности» под председательством Буянского Станислава Геннадьевича, декана Школы права и государственной политики Университета Нархоз, кандидата юридических наук.
Второй день конференции начался с проведения дискуссионной площадки «Университетский преподаватель в цифровой среде обучения». Хэдлайнером конференции стал недавно созданный в Финансовом университете Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования (Центр ПИРСО). Выступление директора Центра Можаевой Галины Васильевны «Преподаватель в онлайне или онлайн для преподавателя?» вызвало оживленный интерес участников конференции.
Ферова Ирина Сергеевна, заведующий кафедрой финансов Сибирского федерального университета, и Харченко Ольга Николаевна, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и статистики Сибирского федерального университета, рассказали об опыте разработки магистерской программы по цифровой экономике «Цифровые инновации и финансово-экономическая аналитика».
Карпова Светлана Васильевна, профессор кафедры «Логистика и маркетинг» Финансового университета, в своем докладе сделала акцент на развитии эмоционального интеллекта как способности интеграции эмоциональных и умственных процессов и направленности на повышение эффективности реакций и действий.
Стрюков Михаил Борисович, директор Института развития технологий цифровой экономики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), рассказал о модели предоставления персональных цифровых сертификатов для развития компетенций цифровой экономики.
В завершение дискуссии с докладом о цифровизации образовательных процессов в вузах, порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ выступил Тюкавкин Николай Михайлович, заведующий кафедрой экономики инноваций Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Директор Центра ПИРСО Финансового университета Галина Васильевна Можаева провела для участников конференции мастер-класс «Цифровая трансформация преподавателя в контексте экосистемного подхода», по итогам которого участники предложили организовать на базе Центра ПИРСО Финансового университета цикл вебинаров с целью распространения в профессиональном сообществе опыта сотрудников Финансового университета и других участников МАОФЭО в области цифровизации и технологизации образования.
Итогом конференции стало заседание методической секции по финансам ФУМО ВО по УГНС 38.00.00 «Экономика и управление», которое состоялось 21 сентября. Заседание провела Каменева Екатерина Анатольевна, председатель секции по финансам ФУМО, проректор Финансового университета. Обсудили вопросы, касающиеся изменений в нормативном поле государственной аккредитации образовательных программ, проектирования и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и формировании системы независимой оценки квалификаций.