Финансовый университет открыл уникальную образовательную программу
«Психология виртуальной среды и медиапространства»
Финансовый университет открыл новую уникальную образовательную
программу бакалавриата «Психология виртуальной среды и медиапространства».
В ее рамках студенты узнают об особенностях психологических феноменов взаимодействия человека с мультимедийными технологиями. Руководитель Департамента психологии и развития человеческого капитала Марина Владимировна Полевая рассказала о том, что предстоит изучить студентам, которые выберут это направление.
– Здравствуйте, Марина Владимировна. Расскажите, какова, на Ваш взгляд, актуальность и необходимость специальности психология медиасреды?
– XXI век отмечен не только цифровой революцией, но и высокой степенью «психологизации» общества, быстрым и глубоким проникновением психологии во все аспекты жизни людей. Сегодня мы видим, что психологический язык становится одним из самых востребованных в мире, а его применение в цифровой сфере расширяет возможности в понимании и прогнозировании поведения пользователей. Владение большими данными (интернет-гиганты, социальные сети, игровые платформы и т. п.) создает ряд этических и социальных проблем, которыми также занимаются психологи. Весь маркетинг, продажи, реклама обращаются к знаниям по психологии, чтобы сделать качественное продвижение, все больше работодателей применяют в управлении персоналом новейшие достижения психологии и в первую очередь её отраслей - киберпсихологии, нейропсихологии, медиапсихологии.
– Что мотивировало Вас открыть такую программу в Финансовом университете?
– Все эти процессы, о которых я сказала выше, происходящие в обществе и запросы работодателей, мотивировали нас разработать новую образовательную программу, которая обеспечит студентам глубокое понимание психологических феноменов взаимодействия человека с мультимедийными, цифровыми, интернет-технологиями.
– Поделитесь, пожалуйста, как проходила разработка программы, с какими вызовами Вы столкнулись и какие задачи хотите решить. Кто из известных экспертов принимал участие в ее разработке?
– К разработке программы мы привлекли ученых-экспертов и психологов-практиков, которые глубоко владеют тематикой и имеют опыт реализации крупных проектов в сфере психологии. Научным руководителем программы является профессор, доктор психологических наук М.В. Клементьева. В целом, к разработке программы было привлечено более 30 экспертов.
Сложность была в том, что мы ставили задачу разработать комплексную программу, которая бы давала классическое психологическое образование, но с учетом виртуализации и цифровизации среды, в которой мы все сегодня оказались.
Сейчас для психолога важно не только иметь мощную базу психологических знаний, он должен уметь работать с помощью продвинутых digital-технологий, уметь внедрять новые инструменты в практику и понимать феномены изменения поведения человека в цифровых реалиях.
– Какие особенности программы Вы можете выделить?
– Программа получилась очень насыщенная, глубокая и интересная. Мы уверены, что наши студенты получат уникальный опыт и знания, обучаясь на этой программе.
Образовательная программа обеспечивает студентам, во-первых, глубокое понимание психологических феноменов и явлений, а также способов их изучения, диагностики, развития и коррекции с применением цифровых технологий (айтрекинг, виртуальная и дополненная реальность и пр.); во-вторых, практический опыт работы (психологическое консультирование, коучинг, тренинг, психодиагностика, обучение, управление персоналом и пр.) в психолого-педагогических центрах, передовых IT-компаниях, телекоммуникационных компаниях, органах государственной службы; в-третьих, тесное сотрудничество с ведущими специалистами в междисциплинарной области психологии, медиа и цифровых технологий, участие в научных и научно-практических мероприятиях (международных, всероссийских, вузовских), учёбу среди единомышленников, помогающих развиваться профессионально и личностно.
– Что предстоит изучить студентам, которые выберут эту специальность?
– Важно отметить, что занятия на программе будут вести бизнес-эксперты, что обеспечит практико-ориентированное обучение и поможет освоить самые актуальные темы на реальных кейсах успешных российских и международных бизнесов.
Среди изучаемых дисциплин хотелось бы отметить следующие: киберпсихология, методы искусственного интеллекта в психодиагностике, психология игры и мультимедийных развлечений, нейропсихология, информационно-коммуникационные технологии в психологическом консультировании, психология жизненного пути личности online и offline, психология цифрового маркетинга и многое другое - каждая дисциплина программы очень актуальна и невероятно интересна!
– С каким уровнем подготовки ребята должны прийти, чтобы изучать эту программу?
– Главное требование к поступающим – это умение и желание учиться. Программа очень насыщенная и глубокая, что будет требовать от студентов большой включенности в учебный процесс и самоотдачи. Необходимо также уметь грамотно расставлять приоритеты и владеть тайм-менеджментом, владеть навыками анализа и обработки больших объемов информации, обладать целеустремленностью и гибкостью мышления.
– Какими еще навыками должен обладать выпускник школы, чтобы чувствовать себя комфортно, обучаясь на программе по направлению психология, к чему он должен быть готов?
– Психолог – это прежде всего эмпат, поэтому мы ждем от наших студентов готовности работать с людьми, способности чувствовать и понимать другого человека, устанавливать коммуникацию и эффективно взаимодействовать. Также психолог должен обладать высоким уровнем культуры и высокими моральными качествами.
Особым требованием будет владение на высоком уровне различными цифровыми инструментами и digital-технологиями.
– Где смогут реализовать себя выпускники программы? Какие направления в области психологии считаете самыми востребованными?
– Выпускники программы станут востребованными специалистами и в крупных, активно развивающихся компаниях, стремящихся идти в ногу со временем, и в стартапах, внедряющих новейшие технологии. Мы находимся в постоянной связи с партнерами-работодателями, которые с удовольствием будут привлекать наших студентов на практику и в дальнейшем приглашать на работу – это различные психологические центры, компании, связанные с digital-средой, бизнес различных направлений.
– Какие задачи стоят перед современным медиапсихологом и какими качествами он должен обладать?
– Современный медиапсихолог должен уметь проводить научно-психологические исследования, в том числе в области медиапсихологии и киберпсихологии, оказывать ультрасовременную психологическую помощь людям в трудных жизненных ситуациях, сочетая цифровые инструменты с психологическими методами, разрабатывать и реализовывать программы психологического вмешательства в цифровой среде, решать психологические проблемы в различных сферах практической деятельности человека, например, повышение привлекательности web-сайта, противодействие кибербуллингу, оптимизация обратной связи в онлайн-коммуникации и другое, а также разрабатывать образовательные программы цифровой компетентности и медиакоммуникации.
Всему этому мы научим наших студентов!
– Что можете посоветовать абитуриентам, которые думают, куда подавать документы, в каком случае им стоит обратить внимание на направление медиапсихология?
– Это новаторская программа, не имеющая аналогов в России. У наших студентов есть уникальный шанс получить действительно актуальную специальность, спрос на которую будет постоянно расти. Поэтому мы ждем на программе самых целеустремленных и мотивированных ребят, понимающих актуальные тренды, стремящихся стать профессионалами, всегда востребованными бизнесом!
Выбирая это направление обучения, вы выбираете свое успешное будущее!
Мы также поговорили и с будущим студентом новой образовательной программы Тимофеем Горковенко:
«Я выбрал именно эту программу, так как мне стало интересно сочетание классической психологии с IT-грамотностью, до этого не видел аналогичных программ. Жду, что в Финансовом университете получу уникальные знания и опыт, полезную и актуальную практику, которая поможет построить успешную карьеру. В дальнейшем хотел бы реализоваться в консультировании медиакомпаний и организаций с веб-присутствием».
Горшкова Елизавета, журнал «Финансист»