Финансовый университет открыл уникальную образовательную программу магистратуры «Цифровые образовательные практики и технологии», разработанную специально для преподавателей и методистов российских университетов и направленную на подготовку лидеров в области цифрового образования и управления EdTech-проектами. Об особенностях нового направления мы поговорили с директором Института онлайн-образования Галиной Васильевной Можаевой.
– Галина Васильевна, здравствуйте. Расскажите, что мотивировало Вас открыть программу «Цифровые образовательные практики и технологии» в Институте онлайн-образования именно сейчас?
– Во-первых, опыт пандемии показал, что необходима специальная педагогическая подготовка преподавателей для работы в онлайн-среде, с цифровыми сервисами и инструментами. Технологизация и цифровизация образования не должны быть самоцелью, они должны быть направлены на решение педагогических задач, на повышение качества образования, создание комфортной цифровой образовательной среды. А для этого нужны подготовленные специалисты. Во-вторых, еще до начала пандемии, когда создавался Институт онлайн-образования, было принято решение об открытии в нашем Институте кафедры «Цифровизация образования», которая начинает свою работу в 2021 году именно с этой магистерской программы. А в-третьих, личная заинтересованность команды и руководителя программы. Мы с коллегами много лет занимались и продолжаем заниматься сопровождением педагогов, их цифровой грамотностью, имеем признанную экспертную позицию и готовы поделиться своим опытом.
– Почему, на Ваш взгляд, такая программа актуальна в магистратуре?
– Программа «Цифровые образовательные практики и технологии» разработана специально для преподавателей и методистов российских университетов и направлена на подготовку лидеров в области цифрового образования и управления EdTech-проектами. Подобных онлайн-программ нет сегодня на российском рынке. Она адресована действующим преподавателям, у которых уже есть предметная подготовка, опыт работы и сформирована осознанная потребность профессионально работать с цифровыми технологиями в образовании. Магистратура, в отличие от узко-ориентированных программ профессиональной переподготовки, позволяет в течение двух лет сформировать высококлассного специалиста, обеспечить гибкое сочетание академической и практикоориентированной подготовки, погрузиться в мир образовательных технологий.
– Поделитесь, пожалуйста, как проходила разработка программы, с какими вызовами Вы столкнулись и какие задачи хотите решить.
– Программа разрабатывалась на основе принципов педагогического дизайна, позволяющего спроектировать результат обучения и, отталкиваясь от этого результата, создать карту компетенций, сформировать оценочные материалы, выстроить содержание программы, а затем и определить необходимые для реализации программы технологии обучения. Такой подход позволяет сделать акцент на проектной работе магистрантов, выполнению которой подчинены многие текущие задания в рамках отдельных дисциплин, обеспечивая последовательность движения к спроектированному результату обучения.
Основная задача программы – подготовка лидеров цифровой трансформации образовательной деятельности в вузах, образовательных технологов и педдизайнеров. Это очень важно, поскольку, к сожалению, до сих пор цифровая трансформация в вузах чаще всего понимается как очередной виток решения технических и технологических задач, обновление системы электронного документооборота и т.п. При этом задачи педагогической деятельности остаются персональными задачами самих педагогов. Убеждена, что цифровая трансформация системы образования в целом и университетов в частности невозможна без цифровой трансформации педагогов, изменения их отношения к цифровым образовательным практикам и технологиям, разумного их применения.
– Как опыт дистанционного обучения во время пандемии повлиял на нее?
– Обострил понимание необходимости такой программы, скорректировал ее содержание и позволил открыть онлайн-программу по очной форме обучения.
– Какие особенности программы Вы можете выделить?
– Участие в реализации программы принимают лидеры российского рынка EdTech – университет интернет-профессий Нетология, онлайн-платформа Skyeng, разработчик современных симуляторов и тренажеров компания Simulizator, которые поделятся своим опытом онлайн-образования и готовы взять наших магистрантов на практику. Практикоориентированность, которая будет достигаться благодаря решению проектных задач от вузов и EdTech-бизнеса. Проектное обучение: магистранты в течение 2-х лет будут выполнять реальные проекты, которые позволят им стать цифровыми лидерами в своих университетах, колледжах, школах и даже создать свой EdTech-бизнес. Возможность обучаться онлайн, но при этом получить интенсивность и качество очного обучения за счет систематических занятий и сбалансированной программы. Управление обучением осуществляется через Виртуальный кампус Финуниверситета (на базе LMS Moodle). Семинарские занятия проходят в формате вебинаров 2-3 раза в неделю вечерами по будням и в субботу; видеолекции и вебинары доступны в записи, онлайн-курсы – на платформе online.fa.ru. Лучшие студенты получают доступ к онлайн-курсам ведущих университетов мира на онлайн-платформе Coursera. Возможность познакомиться с образовательными технологиями на собственном образовательном опыте, в процессе обучения. Командная работа, соучастие студентов и преподавателей программы в совместной образовательной деятельности. Институт онлайн-образования для студентов программы будет одновременно и организатором обучения, и площадкой для изучения современных образовательных технологий, проектирования цифровых образовательных программ и продуктов.
– Кто из экспертов принимал участие в ее разработке?
– Галина Можаева, директор Института онлайн-образования, эксперт проектов Евросоюза и России в области цифровых технологий в образовании, лауреат двух государственных премий за работы в области электронного и дистанционного образования - премии Президента Российской Федерации и премии Правительства РФ.
Людмила Александрова, заместитель директора Института онлайн-образования, эксперт в области индивидуализации и персонализации обучения, проектной деятельности, передовых технологий обучения и проектирования онлайн-курсов и образовательных симуляторов; эксперт отборочных чемпионатов Worldskills по компетенции «Анализ больших данных и машинное обучение».
Татьяна Чекалина, заведующий лабораторией онлайн-обучения и анализа данных в образовании, автор курсов повышения квалификации по использованию электронного и смешанного обучения, дистанционных образовательных технологий, эксперт в области цифровизации образования EdCrunch.
– Что предстоит изучить студентам, которые выберут эту специальность? С каким уровнем подготовки будущие магистранты должны прийти, чтобы изучать эту программу?
– Программа ориентирована на проектную деятельность и индивидуальные образовательные траектории, поэтому базовый уровень бакалавриата вполне достаточен. Идеально, если у наших магистрантов будет опыт педагогической деятельности или желание его приобрести.
Студентам предстоит изучить такие дисциплины, как «Цифровая трансформация преподавателя», «Иммерсивные технологии в образовании», «Педагогический дизайн в цифровой образовательной среде», «Учебная аналитика и оценка эффективности обучения», «Цифровые инструменты разработки образовательного контента», «Индивидуализация и персонализация обучения в цифровой среде», «Симуляторы и тренажеры в современном учебном процессе», «Адаптивные технологии в онлайн-обучении» и др.
– Какими еще навыками должен обладать выпускник, чтобы чувствовать себя комфортно, обучаясь на программе по направлению педагогика в цифровом формате? К чему он должен быть готов?
– Уважать педагогику, понимать педагогические технологии, владеть базовыми информационно-коммуникационными технологиями, быть креативным, толерантным и коммуникакабельным. Наш магистрант должен быть готов к изменениям и к командной работе.
– Сейчас особенно актуальна практическая направленность образовательных программ… Какие возможности практики будут предоставлены студентам Института, обучающихся по этой программе?
– Программа имеет ярко выраженную практическую направленность – подготовка лидеров цифровизации образовательной деятельности. Для этого магистранты должны не только знать и понимать, но и уметь применять изучаемые практики и технологии, разрабатывать собственные продукты, обучать других. Практическая деятельность будет организована непрерывно на базе Института онлайн-образования Финуниверситета. Стажировки студентов на современных образовательных платформах, с участием в создании цифровых образовательных продуктов, работа в цифровой образовательной среде будут организованы нашими партнерами – EdTech-компаниями Нетология, SkyEng, Simulizator и др.
– Где смогут реализовать себя выпускники программы?
– Наша цель – подготовить педагогов, которые будут видеть в современных технологиях не конкурентов, а помощников. Выпускники программы научатся применять в образовательной деятельности передовые, в том числе адаптивные и иммерсивные технологии, осуществлять педагогическое проектирование и педагогический дизайн программ в цифровой образовательной среде, создавать востребованный цифровой контент, работать с цифровыми данными, осуществлять оценку эффективности обучения, принимать решения по организации учебного процесса на основе учебной аналитики и другое.
Выпускники программы смогут реализовать себя, прежде всего, в своих образовательных организациях, в которых они сейчас работают – в университетах, колледжах, школах. Там они смогут стать цифровыми лидерами и наставниками для коллег, проектировщиками программ, аналитиками образовательных данных и образовательными технологами. В бизнесе, где они смогут создать свой продукт, придумать образовательный проект и выйти на рынок со стартапом.
Обучение в нашей онлайн-магистратуре позволит легко найти и новую удаленную работу, поскольку профессии педагогического дизайнера и образовательного технолога становятся все более востребованными, а рынок труда испытывает их острый недостаток.
– Что можете посоветовать абитуриентам, которые думают, куда подавать документы, в каком случае им стоит обратить внимание на направление педагогика в онлайн-формате?
– Это направление нужно сегодня всем. Даже если вы не работаете в системе образования, жизнь требует непрерывного саморазвития, профессионального роста, а обеспечить это оптимально в сфере онлайн-образования. Мы научим делать это качественно, верифицировать обучающие сервисы, платформы и онлайн-курсы, находить нужные образовательные онлайн-решения на стремительно растущем рынке. Так что наша магистратура может быть интересна всем! Присоединяйтесь к новому поколению цифровых образовательных лидеров! Будущее уже здесь, не упустите шанс стать его флагманом!
– Какие качества педагога будущего считаете самыми важными?
– Любить свою работу и быть успешным в ней, постоянно учиться, не бояться не знать чего-то в своей предметной сфере, быть справедливым и искренне заботиться о своих учениках. Не бояться нового, вдохновлять учеников на творчество и творить вместе с ними, выходить за рамки формальностей.
– Что сегодня важнее всего знать и уметь специалисту, работающему в области образования?
Владеть аналитическими, поисковыми и цифровыми компетенциями, разнообразными формами и методами обучения, осваивать, разрабатывать, применять современные технологии, работать с информацией, верифицировать и анализировать ее.