Подготовка документального фильма «Легенда о танке», который вышел на экран в прошлом месяце, была приурочена к выходу художественного фильма «Т-34». Съемки проходили на нескольких предприятиях: на танковом заводе в Мюнхене, на Уралвагонзаводе в Екатеринбурге, на Челябинском тракторном заводе – как в производственных цехах, так и в музее трудовой и боевой славы. В фильме снялись ветераны труда и эксперты: военный историки Вольфганг Шнайдер (полковник танковой дивизии в отставке Германия), Стивен Залога (США), Михаил Барятинский (писатель, Россия), начальник отдела боевой защиты специальных и инженерных машин АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Александр Размирица, научный сотрудник Музея истории Уралмашзавода Сергей Агеев, экскурсовод выставочного комплекса Уралвагонзавода Светлана Неймышева, профессор НИУ «Высшая школа экономики, доктор исторических наук Олег Будницкий и другие.
Иностранных и российских коллег, специалистов в области военной истории, авторитетно дополнил и эксперт из Челябинска – доцент кафедры «Философия, история и право» челябинского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, к.и.н. Игорь Ковшов. Команда телеканала вышла на нашего земляка потому, что Игорь Валентинович – единственный специалист в регионе в области подготовки танкистов на Урале в годы Великой Отечественной войны – в 2018 г. у него даже вышла книга на эту тему.
Во время съемок «Легенды о танке» Игорь Ковшов, в частности, рассказал о том, почему заводы в годы ВОВ были эвакуированы на Урал: эта мера была вызвана необходимостью производства далеко от линии фронта. «Октябрь – это уже критическая ситуация, и под Москвой, и под Ленинградом, и на юге. В октябре взят Харьков. Центры производства танковой промышленности потеряны, и понятно, что есть необходимость срочной эвакуации», – звучат в кадре слова челябинского историка.
Кроме этого, Игорь Ковшов поделился со съемочной командой, а затем и со зрителями некоторыми особенностями «жизни танкиста» на войне: «На Урале распространенное название нашего города – Танкоград. Ещё в годы войны под ним понимали не только производство танков, но и подготовку танкистов. Это был единый сплав. Учебные танковые батальоны располагались непосредственно на территории танковых заводов. Не где-то рядом, а внутри, потому что нужно было сразу, не теряя времени, получать боевую машину и уходить с ней на фронт. Офицеры, прошедшие войну сержанты иногда, может, поступали достаточно жестко. Экипаж залезал в боевую машину, учебную, туда, сверху, кидали куски подожженного рваного матраса и закрывали люки. Это была такая имитация боевой обстановки. Ты будешь задыхаться, кашлять, но ты ещё должен выполнить задачу. Это было необходимо. Танковые войска стоят на втором месте по количеству потерь в годы ВОВ после пехоты. Люди реально понимали, от чего зависит на поле боя жизнь молодого, 17-18-летнего, танкиста. В самый страшный момент – когда будет гореть машина – важно не думать. Тут должны быть уже наработанные навыки. Есть такой военный термин – «сколачивание». Сам по себе солдат –один в поле не воин». А техника предполагает коллективное использование. Они должны друг друга понимать с полуслова».
Как отметил челябинский историк, отбор в танкисты был довольно серьёзный. «Шел обязательно фильтр, – говорит Игорь Валентинович. – По морально-деловым качествам и, конечно же, по политическим, когда, казалось бы, уже маршевая рота сформирована, а в списках, в примечании, указано: экипаж не доверяет такому-то, в бою струсит. И – немедленная замена».