Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Конституцией РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Безопасность обучающихся во время пребывания в Махачкалинском филиале Финуниверситета в части создания необходимых условий для обучающихся с ОВЗ обеспечена (часть 8 статьи 41 (охрана здоровья обучающихся) Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Обучение студентов с ОВЗ осуществляется Махачкалинским филиалом Финуниверситета с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Деятельность филиала по обучению лиц с ОВЗ регламентируется документами локального характера – Положением об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Финансовом университете, утвержденным приказом Финуниверситета от 11.11.2016 № 2219/о, а также иными локальными нормативными актами Финуниверситета и филиала, регламентирующими осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам, в которые внесены соответствующие положения, регулирующие особенности организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ, и иными документами, учитывающими условия инклюзивного обучения.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗПриказ Минобрнауки России от 15.12.2014 N 1580-Приказ от № Махачкалинского филиала Финуниверситета "О назначении ответственного за комплексное сопровождение обучения и создание условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья"
Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В филиале созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
· Пандус наружный с поручнями.
· Лестница наружная с поручнями и тактильными направляющими.
· Входная площадка с тактильными направляющими.
· Отдельная входная дверь без турникета с контрастной маркировкой и тактильно-визуальными знаками доступности.
· Тактильные таблички, выполненные шрифтом Брайля на входе с указанием наименования филиала, режимом работы.
На первом этаже основного учебного корпуса расположены:
- специально оборудованная туалетная комната;
· Имеется необходимая информация для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов по первому этажу учебного корпуса.
· Пандус для выхода на внутреннюю территорию филиала.
· На первом этаже здания общежития с пандусом находятся:
- две специально оборудованные комнаты для отдыха лиц с ОВЗ и инвалидов;
· Столовая (с пандусом) с посадочными местами для лиц с ОВЗ и инвалидов.
· Медицинский пункт (с пандусом).
· Дверные проемы в помещениях обеспечивают свободный доступ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный корпус/общежитие
| Приспособления для безбарьерной среды | Ответственный за сопровождение и помощь при передвижении |
пр. Акушинского, 90
| - Пандус
- Доступность аудиторий, библиотеки и столовой
- Специально оборудованный санузел
- Доступная стоянка для автотранспортного средства
- Расширенные проемы входных групп
| Мамедов Р.Д.
|
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Социально-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в филиале представляет собой взаимодействие обучаемого (сопровождаемого) с сопровождающим (лицом, обеспечивающим сопровождение), направленное на стимулирование наиболее полного самопроявления студента в процессе осмысления возникшей (возникающей) проблемы, активного проявления по их преодолению в процессе получения профессионального образования.В основе социально-педагогического сопровождения лежит прогнозирование возникающих проблем, побуждение студентов с ограниченными возможностями здоровья к их осмыслению, определению способов самостоятельного преодоления и реализации их на каждом этапе процесса усвоения учебной дисциплины, овладения профессией, не допуская гиперопеки.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется коллективом филиала в процессе адаптации и интеграции студентов с особыми адаптивными возможностями, усвоения учебных дисциплин, овладения профессией.
Общие принципы и правила работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья:- Индивидуальный подход к каждому студенту.
- Предотвращение наступления утомления, для этого используются разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
- Социальная адаптация обучающихся:
1. совместное обучение в группах с лицами, не имеющими ограничений;2. равноправное участие обучающихся с ОВЗ в общественных мероприятиях;3. выполнение общественных поручений.- Воспитание толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов филиала.
- Создание благоприятного педагогического климата в коллективе обучающихся и педагогических работников.
Безбарьерная среда для инвалидов
Условия приема для обучения по программам бакалавриата в пределах особой квоты