Основанием для выплаты государственной социальной стипендии является приказ директора филиала о ее назначении. Приказ готовится на основании документов, удостоверяющих принадлежность студента к льготной категории. Документы, которые следует предоставить в филиал и процедура их получения для каждой льготной категории разные.
Справка о назначении государственной социальной помощи
С 1 января 2017 г. назначение государственной социальной стипендии осуществляется нуждающимся студентам (среднего и высшего образования), среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, выдаваемого ежегодно органом социальной защиты населения по месту жительства.
Т.е. государственная социальная стипендия назначается не всем малоимущим студентам, как это было ранее, а только тем, чьи семьи получают государственную социальную помощь.
Заявление на получение документа, подтверждающего получение государственной социальной помощи, может быть подано студентом или членом его семьи в форме электронного документа, либо в письменной форме в органы социальной защиты населения (либо через многофункциональный центр) по месту жительства или месту пребывания.
Срок выдачи документа о назначении государственной социальной помощи - не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Справка выдается студентам, которым в течение года, предшествующего дате обращения за справкой, назначена (предоставдлена) государственная социальная помощь студенту в виде:
- социальных выплат (региональная социальная доплата к пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
- субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в т.ч. гражданину, членом семьи которого является студент и с которым он постоянно проживает);
- единовременной материальной помощи;
- адресной социальной помощи.
Форма документа, подтверждающего получение государственной социальной помощи, выдаваемого студентам для назначения государственной социальной стипендии, нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена. Однако документ должен содержать дату ее выдачи, Ф.И.О. студента, а также категорию, к которой относится студент, обучающийся по очной форме обучения. В справке обязательно должно быть указано, что государственная социальная помощь назначена/выплачивается обучающемуся.
После получения документа обучающийся предоставляет его в филиал для назначения государственной социальной стипендии. Государственная социальная стипендия назначается со дня представления документа, на один год со дня назначения государственной социальной помощи.
Справка о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Отличие между понятиями «ребенок-инвалид» и «инвалид с детства»:
«Инвалид с детства» - это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. – в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Справку можно получить в органе опеки по месту жительства, по предоставлению соответствующих документов:
- копии свидетельств об их смерти;
- копии решений суда о лишении их родительских прав;
- копии решений суда о признании родителей безвестно отсутствующими;
- копии решений суда об объявлении родителей умершими;
- копии решений суда о признании их недееспособными;
- копии приговора суда об осуждении родителей;
- медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующей выполнению ими своих обязанностей;
- документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут;
- материалы о розыске родителей;
- если мать была одна, то необходима справка из ЗАГСа о том, что мать была матерью-одиночкой или о том, что отец был записан со слов матери и др.
Справка о признании инвалидом с детства, инвалидом I и II групп
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы после прохождения медико-социальную экспертизы, назначаемой на основании:
- заявления о прошении присвоения группы инвалидности;
- направления из медицинского учреждения по месту жительства;
- медицинских документов.
Справка о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом или Удостоверение о признании пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф
Удостоверение, пострадавшего от радиационных аварий и катастроф, выдается органами в сфере социальной защиты населения по месту жительства на основании:
- заявления;
- паспорта гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельства о рождении, свидетельство об усыновлении);
- документов, подтверждающих факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справок паспортных столов, иных документов, подтверждающих факт проживания (прохождения военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения.
Справка о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом выдается в органах социальной защиты по месту жительства.
О признании инвалидами и ветеранами боевых действий
Выдача удостоверений ветерана боевых действий производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в комиссии этих органов.