| |
Рыжов Дмитрий Михайлович
Руководитель
службы, кандидат психологических наук,
психолог, консультант, специалист в
области практической психологии и
психологического консультирования
|
Психологическая служба является
необходимым компонентом образовательной
системы в условиях целостного подхода
к обеспечению гармоничного профессионального
самоопределения и становления
студентов.
Как
работают психологи? В своей деятельности
психологи Финансового
университета обязательно
придерживаются определенных
этических принципов:
-
Конфиденциальность (не
разглашать содержание консультаций
посторонним)
-
Добровольность (никакого
принуждения, иначе работа будет не
эффективной)
-
Защита
интересов клиента (психолог всегда
исходит из интересов того, кого он
консультирует, не оценивает и не
осуждает)
-
Принцип
«не навреди» (психологическая
помощь, должна приносить только
пользу; исключаются директивные
воздействия)
-
Принцип
профессиональной мотивации (психолог
исходит из принципа «помочь клиенту
найти свое решение»; не советует, не
давит, не навязывает, не занимает
позицию старшего или более мудрого)
-
Принцип
профессиональной компетентности (психолог
должен иметь высшее психологическое
образование и владеть практическими
методами психологической помощи в
рамках определенного подхода, которому
он специально обучался; быть
сертифицированным специалистом и
постоянно повышать свою квалификацию)
Важно
знать! Психолог обязан хранить
профессиональную тайну, не распространять
сведения, полученные в результате
диагностической, консультативной и
других видов работ. Однако в некоторых
случаях, когда есть угроза жизни и
здоровью, психолог обязан привлекать
дополнительных специалистов.
Общие
задачи психологического сопровождения
в Финансовом университете:
-
Помощь
студентам в определении своих возможностей
-
Оказание
психологической поддержки
-
Передача
студентам необходимых для эффективной
профессиональной деятельности и
достижения успеха психологических
знаний
-
Формирование
у студентов позитивной жизненной
позиции
-
Формирование
у студентов ответственности за принятие
собственных решений
-
Содействие
руководству и преподавательскому
составу ВУЗа в создании условий
благоприятных для формирования личности
студентов
-
Организация
и участие в мероприятиях по профилактике
и коррекции отклоняющегося (агрессивного,
аддиктивного, виктимного, суицидального
и т.п.) и делинквентного (противоправного)
поведения
-
Участие
в развитии у обучающихся межкультурной
компетентности и толерантности,
профилактика ксенофобии, экстремизма,
межэтнических конфликтов
-
Профилактика
эмоционального выгорания, личностных
и профессиональных деформаций
педагогических работников
Таким
образом, основными направлениями
работы психологической службы являются
следующие:
1.
Консультирование и психологическая
коррекция
Консультирование
обучающихся по проблемам самопознания,
профессионального самоопределения,
личностным проблемам, вопросам
взаимоотношений в коллективе и другим
вопросам
Консультирование
педагогов и преподавателей при выборе
образовательных технологий с учетом
индивидуально-психологических
особенностей и образовательных
потребностей обучающихся
Консультирование
администрации, педагогов, преподавателей
и других работников образовательных
организаций по проблемам взаимоотношений
в трудовом коллективе и другим
профессиональным вопросам
2. Психологическая
профилактика и мониторинг
Психологическая
диагностика с использованием современных
образовательных технологий, включая
информационные образовательные ресурсы
Скрининговые
обследования (мониторинг) с целью анализа
динамики психического развития,
определение лиц, нуждающихся в
психологической помощи
Разработка
психологических рекомендаций по
проектированию образовательной среды,
комфортной и безопасной для личностного
развития обучающегося на каждом
возрастном этапе, для своевременного
предупреждения нарушений в развитии и
становлении личности, ее аффективной,
интеллектуальной и волевой сфер
Популяризация
психологических знаний среди субъектов
образовательного процесса.
3.
Научно-исследовательская деятельность
Разработка
проектов, направленных на повышение
психологической компетентности
студентов вуза
Апробирование
психодиагностических методик
Разработка
психологических основ инноваций в
области методов, форм учебно-воспитательного
процесса и саморазвития студентов
Планирование
и проведение лонгитюдных исследований
динамики личностного и профессионального
развития студентов, их конкурентоспособности
с целью коррекции учебно-воспитательного
процесса
Изучение
специфических особенностей процесса
профессионального становления студентов
в связи с переходом на уровневую систему
ВПО