Видение стратегической цели кафедры
Главная стратегическая цель состоит в развитии кафедры бизнес-информатики Финансового университета как центра компетенций по внедрению и управлению информационными системами и технологиями для подготовки кадров, ориентированных на реализацию задач цифровой трансформации российской экономики, обозначенной в Программе цифровой экономики, принятой Правительством Российской Федерации 27.07.2017, № 1632-р.
Стратегическая линия кафедры как центра компетенций представлена совокупностью задач, ориентированных на достижения стратегической цели кафедры, которые можно обозначить следующим образом:
- продвижение бренда Финансового университета как лидера российского рынка образовательных услуг в сфере финансово-экономического образования, отвечающего на вызовы цифровой экономики.
- реализация программы привлечение мотивированных абитуриентов и выпускников программ подготовки бакалавров для обучения на программах направления «Бизнес-информатика»;
- подготовка квалифицированных кадров для российского рынка информационных технологий, ориентированных на выполнение задач перехода компаний и государственного сектора на новый уровень применения информационных технологий, с учетом лучшего российского и мирового опыта;
- развитие научных направлений прикладного и фундаментального характера, формирующих методологический фундамент трансформационных изменений российской экономики;
- развитие партнёрских отношений с компаниями и организациями, работающими в сфере информационных технологий с целью привлечения их для реализации образовательных и научных проектов, повышение качественного уровня практико-ориентированного образования;
- развитие международных связей в образовательной и научной сферах с целью проведения совместных исследований, подготовки научных конференций и публикаций, интеграции в европейскую образовательную среду;
- активное участие в работе профессиональных ассоциациях и сообществах с целью продвижения позиции Университета и кафедры в вопросах реализации образовательных программ по направлению «Бизнес-информатика», позиционирования школы бизнес-информатики в регионах.
Кафедра считает своей приоритетной задачей выполнение образовательной задачи, нацеленной на подготовку конкурентоспособных и амбициозных специалистов, способных реализовывать для российской экономики задачи перехода на новый качественный уровень, обеспеченный современными информационными технологиями и системами.
Предлагаемые задачи и приоритетные направления деятельности, обеспечивающие достижение стратегической цели кафедры по следующим направлениям:
Развитие образовательного процесса:
Работа кафедры в этом направлении включает:
1. Участие в разработке и совершенствовании образовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.
В связи с началом активной фазы реализации Программы Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой 27.07.2017 № 1632-р (направление «Кадры и образование»), увеличивается спрос на специалистов в области разработки информационных технологий и управления ими. В этой связи очевидны инициативы кафедры бизнес-информатики по расширению своего присутствия на рынке образовательных услуг по направлению «Бизнес-информатика»:
- Кафедра планирует в течение предстоящих 5 лет провести работу по расширению числа профилей направления подготовки бакалавров 38.03.05 «Бизнес-информатика» (2020г.- введение дополнительного профиля).
- Развитие международной составляющей в образовательном процессе по направлению подготовки 38.04.05 «Бизнес-информатика», ориентированное на создание программы «двойных дипломов» с университетом Лихтенштейна, приведет в 2019 году к созданию новой образовательной программы. На настоящий момент идет активная работа по согласованию образовательных программ и выработке концепции их реализации.
- Организационную работу по созданию магистерской программы совместно с российской ИТ-компанией, интересы которой находятся в плоскости подготовки кадров для отрасти. В 2019 году запланировано внесение изменений в учебный план текущей магистерской программы «Управление информационными технологиями в цифровой экономике»: обновление дисциплин, реализация которых будет передана экспертам компании;
- Разработка собственного стандарта Финансового университета по направлению «Бизнес-информатика» (уровни подготовки бакалавра и магистра);
- Ежегодная корректировка образовательных программ в части состава и трудоемкости учебных дисциплин профессионального цикла с учетом результатов опроса работодателей, партнеров образовательной программы и выпускников.
2. Усиление практического аспекта образовательного процесса, с учетом реальных потребностей организаций на рынке кафедра в реализации следующих инициатив:
- Прохождение российской и международной профессиональных аккредитаций образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.
- Более активное участие представителей ИТ-отрасли в реализации образовательных программ направления «Бизнес-информатика»: продолжение практики заключения договоров сотрудничества (ежегодно по 2-4 договора), договоров на предоставление возможности прохождения стажировки и практик (ежегодно по 2-4 договора); совместная с практиками работа по реализации учебных дисциплин, подготовка практико-ориентированных заданий, в том числе для государственной итоговой аттестации; проведение мастер-классов и коротких тренингов для студентов с возможностью получения сертификатов.
- Создание в Финансовом университете площадки для участия студентов в выполнении проектов бизнес-партнеров образовательной программы по направлению «Бизнес-информатика» под контролем НПР кафедры.
- Участие студентов в мероприятиях базовых кафедр (Карьерный Акселератор.БАЙТ», профессиональные конкурсы КПМГ, стажировки и конкурсные программы кафедры 1С).
3. Активизация работы по подготовке учебников, учебных пособий по приоритетным направлениям развития. Расширение практики подготовки межкафедральных учебников. Полное методическое обеспечение учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой.
- Продолжение программы подготовки линейки учебников, практикумов и учебных пособий по направлению «Бизнес-информатика» совместно с издательствами «Юрайт», «ИНФРА-М» и «КноРус» по основным профессиональным дисциплинам образовательной программы подготовки бакалавров и магистров (окончание 1 этапа подготовки всего пула учебников – 2020 год). В настоящее время кафедра Финуниверситета - единственная среди вузов России системно подходит к подготовке учебно-методического обеспечения по данному образовательному направлению.
- Вовлечение в процесс разработки учебников для всех уровней подготовки практиков, акцентирующих внимание на иллюстрации теоретических аспектов управления, внедрения и продвижения информационных технологий кейсами реальных проектов (2018 г. – Информационные технологии бизнес-аналитики, 2019 – Управление информационными технологиями).
- Подготовка совместных учебников с преподавателями зарубежных университетов (2018 г. – Информационные технологии бизнес-аналитики, Экономическая академия им Д.А.Ценова, Болгария, кафедра бизнес-информатики).
- Реализация инициатив по подготовке учебников и учебных пособий по межкафедральным дисциплинам совместно с кафедрой «Психология и управление персоналом», департаментом Менеджмента.
4. Активизация работы по использованию следующих программных продуктов в учебном процессе
Кафедрой в настоящее время продолжает активную работу по приобретению Финансовым университетом прав на применение программного обеспечения ведущих российских и зарубежных вендоров в учебных и исследовательских проектах. Как правило, имея взаимные интересы, Финансовый университет получаем от компаний-вендоров право безвозмездного пользования программным обеспечением в рамках, оговорённых соглашениями. Мы продолжаем расширение линейки используемого программного обеспечения компаний SAS (технологии визуальной аналитики), SAP (программное обеспечение для поддержки бизнес-процессов компании), Директум, Электронные офисные системы, ELMA (системы управления контентом), фирма 1С (решения для поддержки управления предприятием). Для поддержки образовательного процесса по направлению «Бизнес-информатика» нами продолжается сотрудничество с компаниями, предоставляющими решения и методологии для моделирования и анализа бизнес-процессов, построения архитектуры предприятия, проектирования информационных систем и управления проектами.
Выбор программного обеспечения для изучения студентами различных образовательных направлений проходит стадии согласования с руководителями образовательных программ.
5. Усиление контроля за самостоятельной работой студентов на основе использования различных форм.
Повышение значимости самостоятельной работы, как составляющей часов на освоение учебной дисциплины, рассматривается в плоскости совершенствования контента учебно-методического обеспечения для выполнения заданий текущего контроля, предусмотренных учебным планом. Неформальный подход к составлению заданий для запланированных работ должен сформировать иные условия подготовки и защиты этих заданий, а также скорректировать вес результата выполненных работ в системе балльно-рейтинговой оценки знаний студента в течение семестра.
6. Разработка и внедрение новых образовательных технологий, а также продолжение практики распространения активных и интерактивных форм обучения.
Активное участие в ассоциациях по он-лайн обучению с целью разработка электронных курсов по учебным дисциплинам с модулями контроля сформированности знаний и навыков, отвечающих требованиям рынка образовательных услуг и реализующих инновационные техники, технологии и программное обеспечения. Продолжение работы по разработке интеграционного подхода классического и дистанционного обучения для студентов очной формы обучения.
7. Работа по программам дополнительного профессионального образования
Кафедра определила направления образовательных программ, ориентированные на обучение научно-педагогических работников, а также образовательных программ для:
- Применение технологий дизайн-мышления в бизнесе и образовании.
- Возможности технологий визуальной аналитики для формирования интерактивной отчетности организации.
- Подходы к построению систем управления знаниями: организационный, поведенческий и технологический подходы.
- Управление деятельностью ИТ-подразделений в период цифровой трансформации.
- Практика внедрения и использования информационных технологий управления контентом.
- Реализация практико-ориентированного образования по направлению подготовки «Бизнес-информатика» (для вузов-филиалов и вузов, реализующих соответствующую образовательную программу).
Реализация программ дополнительного образования планируется, в том числе, с привлечение партнеров кафедры, работающих в профильных областях.
8. Расширение участия преподавателей в образовательных программах, реализуемых на иностранном языке, поиск путей развития и расширения сотрудничества с кафедрами ведущих мировых университетов и др.
- Кафедра планирует продолжить участие в реализации образовательных программ для студентов Международного финансового факультета по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Моделирование бизнес-процессов».
- Открытие образовательной программы «двойных диплом» для направления подготовки 38.04.05-Бизнес-информатика (уровень подготовки магистров) обязывает реализацию дисциплин на иностранном языке.
Развитие научной работы и научно-исследовательской деятельности:
Проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития Финансового университета:
1. Поиск новых направлений фундаментальных и прикладных исследований
- «Управление изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики, включая исследований в области Больших данных и расширенной аналитики, методологии управления архитектурой предприятия и онтологического моделирования, управления знаниями и дизайн-мышления, развития интернет-предпринимательства».
- «Развитие кадрового потенциала кафедры, включая их компетенции и возможности подготовки студентов в области информационных технологий в современных условиях, ИТ-образования, поддержка которого весьма существенна для реализации государственных инициатив».
2. Активизация работы по подготовке и изданию монографий
Для подготовки научных работ предполагается исследование проблем управления изменениями бизнес-культуры, бизнес- и ИТ-стратегии, бизнес-процессов и других структурных элементов организацией в условиях цифровой трансформации деятельности, а также требований к компетенциям персонала в решении задач переходного периода.
3. Разработка новых и развитие имеющихся на кафедре научных тем и концепций
Кафедрой обозначены новые направления для проведения исследований НПР и аспирантов, отвечающие потребностям российской экономики и период цифровой трансформации:
- Цифровая трансформация деятельности органов власти и государственных услуг.
- Исследование методологических основ и подходов трансформации информационных систем ПФР в цифровую платформу для социальной сферы Цифровой Экономики Российской Федерации.
- Повышение уровня технологического обеспечения информационной прозрачности деятельности [открытого] Правительства РФ: на основе анализа лучшего мирового и отечественного опыта в области использования технологий исследования открытых данных, и краудсорсинга. экспертных сетей, самоорганизации и т.п.
- Модель предоставления государственных информационных ресурсов на основе концепции открытых данных, краудсорсинга, исследования данных.
- Совершенствованию стандарта проектного управления с учетом требований и основных принципов управления в органах государственной гражданской службы РФ на основе исследования мирового опыта и российской практики информационного обеспечения проектного управления в органах государственной гражданской службы
4. Расширение участия кафедры в российских и международных проектах, регулярное осуществление научных публикаций.
Повышение публикационной активности преподавательского состава кафедры и обучающихся в журналах профессиональной направленности, входящих в международные системы цитирования и отвечающих требованиям по представлению результатов научных публикаций. Осуществлять мониторинг результатов подготовки и размещения публикаций в ведущих научных журналах.
5. Развитие научных связей с основными партнерами и привлечение зарубежных партнеров к совместной научной деятельности
Развивать международное и межвузовское взаимодействие в системе непрерывного образования в соответствии с задачами развития университета. В рамках указанных приоритетных для кафедры научных направлений обозначить поиск партнеров для подготовки совместных публикаций результатов научной деятельности, продвижения результатов в научном профессиональном сообществе.
6. Активизация участия в экспертной работе
Продолжить работу НПР кафедры в качестве экспертов в российских и международных организациях и профессиональных сообществах, таких как:
- Рабочая группа по цифровой экономике,
- Экспертный совет Государственной Думы РФ по электронному образованию,
- Экспертный совет конференции «Открытые инновации»,
- Центр ИТ экспертизы,
- Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы,
- комитет ТПП (Торгово-промышленной Палаты) РФ по интеллектуальной собственности,
- Сообщество «Дизайн-мышление для бизнеса»,
- Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ),
- AIS (Association for Information Systems),
- IIBA (International Institute of Business Analysis),
- Ассоциация BPM-профессионалов (ABPMP Russian Chapter).
- Международные ассоциации по Бизнес-информатика, изучению информационных систем
8. Активизация работы научных кружков
Повысить активность участия студентов программ бакалавриата и магистратуры в выполнении реальных задач, находящихся в фокусе научных интересов кафедры. Трансформировать научные кружки в площадки для реализации и обсуждения задач и проектов партеров образовательной программы. Использовать для проведения исследования и проектных работ творческие методологии (Agile, Scrum, Kanban, Design Thinking), активно развивать командный подход к выполнению задач исследования. Разрабатывая собственный образовательный стандарт по направлению «Бизнес-информатика» использовать практику Финансового университета по внедрению в учебный план работ дисциплины, ориентированной на проведение научных исследований студентами всех курсов бакалаврской программы.
Активизировать работу по представлению получаемых обучающимися результатов на конкурсы и гранты, как индивидуальных проектах, так и совместно с научными руководителями. Оценить возможность стимулирования НПР, активно работающих со студентами в области организации и проведения научных исследований, в том числе за счет снижения часов аудиторной нагрузки.
9. Работа с соискателями и аспирантами
Расширить поддержку развития персонала через формальное и неформальное обучение, включая наставничество, коучинг, прозрачность требований карьерных возможностей, а также через хорошо структурированную организацию регулярных семинаров и мероприятий в целях повышения эффективности совместной работы и создания благоприятной атмосферы внутри коллектива, содействия обмена знаниями, развития корпоративной культуры, командного сотрудничество, повышения ключевых лидерских и управленческих навыков служащих. Развить систему привлечения студентов и аспирантов кафедры к научной и инновационной деятельности, в том числе за счет большего информирования о положительных результатах, которые кафедра получает в данной области.
Укрепление кадрового потенциала:
Кафедра видит возможные точки роста в проведении кадровой политики:
- Привлечение на работу молодых специалистов, заканчивающих обучение по направлению подготовки магистров «Бизнес-информатика» или по другим направлениям в области информационных технологий «Прикладная информатика», «Информационные системы и технологии»).
- Активизация деятельности по привлечению молодых НПР кафедры для обучения в аспирантуре, а также привлечение к научной деятельности выпускников образовательной программы по подготовке магистров.
- Более активное привлечение к педагогической и исследовательской работы авторитетных специалистов-практиков, в том числе на условиях заключения возмездного оказания услуг.
- Расширение практики «Приглашенный профессор» для участия в образовательной и исследовательской деятельности.
- Расширение практики «Приглашенный профессор» для НПР кафедры для участия в образовательной и исследовательской деятельности.
- Участие НПР кафедры в проектах партнеров образовательных программ по направлению «Бизнес-информатика» как форма повышения квалификации.
- Продолжение работы по профессиональной сертификации НПР у вендоров программного обеспечения (1С, IBM, MS, SAP, ORACLE, SAS, Директум, Электронные офисные системы), а также в профессиональных ассоциациях по областям: управление проектами, управление информационными технологиями (CoBit, ITSM).
Работа с факультетами
Работа с факультетами строится на уровне реализации кафедрой «заказа» на реализацию учебных дисциплин, входящих в образовательные программы Факультетов. Важным аспектом этой деятельности кафедры видит согласование ожиданий факультетов по содержательному наполнению учебных дисциплин, в том числе изучению профессиональных прикладных информационных систем и технологий.
Сотрудничество между департаментами и кафедрами
Основным направлением сотрудничества является работа по согласованию содержания учебных дисциплин, закрепленных за кафедрами и департаментами и реализуемых в образовательных программах по направлению «Бизнес-информатика»; ключевым фактором эффективности подобного сотрудничества мы видим открытость учебно-научных подразделений университета к диалогу по вопросам контента и, в отдельных случаях, методики преподаваемых дисциплин.
Наличие у НПР кафедры компетенций в области применения информационных технологий создает условия для проведения, по запросам подразделений, консультирования и обмена опытом по использованию информационных технологий в личной работе НПР.
Наличие совместных учебных дисциплин создает базу для подготовки совместных учебников и учебных пособий, разработки методического обеспечения учебного процесса.
Кафедра активно привлекает (и планирует сохранить эту тенденцию) НПР других подразделений, обладающих требуемыми компетенциями и опытом, к проведению научных исследований, по которым выступает инициатором или возглавляет их.
Важное место в нашей работе по указанному направлению мы видим в продолжении активного взаимодействия с кафедрами и департаментами филиалов Финансового университета, где реализуются образовательные программы по направлению «Бизнес-информатика» с целью мониторинга качества процесса обучения, обмена накопленным опытом через стажировки НПР филиалов, совместные видеоконференции, получение доступа к ученым и учебно-методическим материалам кафедры.