На мероприятии присутствовало 38 человек. Открыла заседание круглого стола руководитель Департамента языковой подготовки Финуниверситета, к.филол.н., профессор Климова И.И. с докладом «Новые вызовы в образовании поколения центениалов», который вызвал интерес у аудитории и задал вектор обсуждений принципиальных вопросов, возникающих при обучении иностранному языку в эпоху цифровой экономики.
В соответствии с заявленной тематикой круглого стола был заслушан целый ряд докладов, среди которых следует выделить такие, как:
- «Проблемы развития продуктивных навыков иноязычной речевой деятельности у студентов нелингвистических специальностей»
(Климинская Светлана Леонидовна, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области управления информацией, МГЛУ, к.филол.н);
- «Специфика билингвального обучения иностранных студентов» (Дубинина Г.А., доцент Департамента языковой подготовки, Ганина Е.В., профессор Департамента языковой подготовки, доцент);
- «Веб-квест как современная форма организации исследовательской работы студента» (Горячева Е.Н., старший преподаватель Департамента языковой подготовки, Оглоблина Е.В., к.э.н., заместитель декана по научно-исследовательской работе Факультета МЭО);
- «Обучение публичной речи на иностранном языке» (Чернышкова Н.В., доцент Департамента языковой подготовки, к.филол.н.);
- «Ролевое поведение студента в учебном процессе и стратегии профессионального поведения преподавателя неязыкового вуза» (Комаров А.С., доцент Департамента языковой подготовки, к.филол.н., доцент);
- «Инновационные формы контроля в процессе обучения иностранному языку в вузе» (Мещерякова О.В., старший преподаватель Департамента языковой подготовки);
- «Стратегия интеграции цифровых технологий в традиционные формы обучения – новые вызовы для преподавателя» (Авдеева Е.Л., старший преподаватель Департамента языковой подготовки, к.филол.н.);
- «Роль индивидуальных образовательных траекторий в практике преподавания иностранного языка в условиях заочного обучения» (Чикилева Л.С., профессор Департамента языковой подготовки, д.филол.н., доцент).
В ходе работы круглого стола были проанализированы и обсуждены эффективные образовательные модели иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов, рассмотрен вопрос повышения эффективности самостоятельной работы студента, а также тенденции развития инструментов управления иноязычным образовательным процессом и методической работой преподавателя в соответствии с требованиями цифровой экономики. Особое внимание было уделено глобальным вызовам вхождения в цифровую экономику: отсутствию универсальных «рецептов» иноязычному обучению разноуровневых студентов; наличию весомого пласта традиционной педагогики; смещению фокуса цифровизации на индивидуализацию обучения что, в свою очередь, требует кардинальной перестройки образования.
Как выступающие, так и участники круглого стола отмечали, что проблемы образования в третьем тысячелетии получают новую интерпретацию и прочтение: совершенствование образовательных систем необходимо не только с позиций личной заинтересованности учащихся, но и с точки зрения общественной значимости. В современных условиях проблемы управления знаниями современного студента рассматриваются в качестве ключевого фактора развития инновационной экономики, определяют векторы модернизации высшего образования, в том числе и иноязычного, и выходят на первый план в психолого-педагогических и филолого-лингвистических исследованиях.
Участники круглого стола считают необходимым:
1. Признать актуальность решения проблемы методически грамотного использования цифровых технологий в иноязычном обучении современного студента как стратегического направления развития вуза, которое соответствует новым тенденциям общемирового цивилизованного процесса, обусловленным интеллектуальной деятельностью, беспрецедентным возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий, а также возрастающим интересом мирового сообщества к фактору цифровизации экономики.
2. Считать одной из приоритетных задач Департамента языковой подготовки Финуниверситета формирование у преподавателей компетенций, направленных на использование современных образовательных технологий, применение активных и интерактивных методов обучения.
3. Констатировать, что формирование иноязычных компетенций и навыков у студентов неязыковых вузов является важнейшим механизмом социализации и социокультурной интеграции, условием становления конкурентоспособной личности на рынке труда, способствует преодолению опасности отставания страны от мейнстрима общественного развития и становится эффективным средством становления цифровой экономики.
3. Признать актуальность и ценность опыта подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов в вузе экономического профиля с использованием электронных образовательных платформ, который базируется на научно обоснованных организационных подходах к целеполаганию, отбору и структурированию содержания иноязычного образования в вузе, и поддержать разработку и внедрение предложенных форм, методов и средств смешанного обучения.
4. Отметить положительный опыт использования технологий дистанционного образования, накопленный преподавателями в Институте заочного и открытого образования, и считать целесообразным его распространение для организации самостоятельной работы студентов всех направлений и профилей подготовки.
5. Отметить, что при переходе к новой философской концепции цифрового образования, целью которой становится высокая образованность личности, эффективным инструментом развития иноязычной компетенции является формирование критического мышления обучаемого, предоставляющего возможность выпускнику вуза стать самостоятельным, творческим и критически мыслящим субъектом деятельности, владеющим умениями и навыками делового взаимодействия и сотрудничества, проявляющимися в нестандартных подходах к решению производственных задач.