Использование ненормативной лексики как правило свидетельствует о низком уровне социального развития территорий и значительном потенциале экономического роста.

Чаще всего ненормативную лексику используют во Владивостоке, Нижневартовске, Новосибирске, Хабаровске и Сургуте.

В 2019 году Финансовый университет при Правительстве РФ провел исследование распространенности ненормативной лексики по городам России с населением более 250 тыс. человек.

Как показало исследование, «часто» и «довольно часто» нецензурные выражения слышат 18% жителей крупных и средних российских городов. Чаще всего ненормативную лексику можно встретить в следующих городах (из числа городов с населением более 250 тыс. человек): Владивосток, Нижневартовск, Новосибирск, Хабаровск, Сургут. Реже всего нецензурные выражения употребляют в своей речи жители Петрозаводска, Чебоксар, Вологды, Санкт-Петербурга и Химок.

Территории с распространенной ненормативной лексикой отличаются:

  • как правило – более низким уровнем жизни, хотя имеется довольно значительное число территорий, где нецензурная речь сочетается с высокими доходами граждан,
  • предпочтительными инвестициями в доллар, а не евро, как вторую после рубля инвестиционную валюту,
  • средними и плохими дорогами,
  • гораздо более проявленным стремлением к получению кредитов, как в банках, так и у «серых» кредиторов,
  • большим количеством людей с испорченной кредитной историей,
  • повышенным развитием транспортной отрасли региональной экономики,
  • предпочтительными инвестициями в золото,
  • более высоким уровнем преступности,
  • невысоким вниманием людей к собственному здоровью.

Территории с более «чистой» речью и низкой распространенностью ненормативной лексики, с другой стороны, отличаются:

  • как правило – более высоким уровнем жизни, широким набором потребляемых товаров и услуг,
  • более значительным чем в среднем по стране интересом к занятиям спортом и фитнесом,
  • вложениями в евро, а не в доллар, как вторую инвестиционную валюту после рубля,
  • более развитой строительной отраслью экономики, значительным объемом жилищного строительства,
  • более заметной заботой о собственном здоровье,
  • значительным спросом на негосударственную платную медицину,
  • интересом к высшему образованию и личностному развитию,
  • спросом на банковские вклады, управление активами и страховые услуги,
  • более развитым питанием вне дома – в кафе и ресторанах.

В то же время территории с более распространенной ненормативной лексикой отличаются заметно более высокой активностью в части создания малого и среднего бизнеса. Здесь намного большее число людей, чем в среднем по стране, готовы открывать собственные предприятия и торговые точки. Кроме того, в силу эффекта низкой базы в этих городах быстрее растут зарплаты занятых на производстве. А более низкий уровень оплаты труда делает эти города более привлекательными для размещения нового бизнеса.

С учетом этих обстоятельств территории с более распространенной ненормативной лексикой имеют значительный потенциал экономического роста, превышающий среднероссийские показатели.