Единая информационная среда учебного процесса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (ЕИС)
Всесторонний контроль качественных показателей учебного процесса на каждом его этапе, начиная с подбора кандидатов на обучение, заканчивая трудоустройством и мониторингом дальнейшей трудовой деятельности подготовленных специалистов, а также всесторонний анализ получаемой практически значимой информации о субъектах и объектах учебного процесса являются основополагающими принципами заложенными в архитектуру Единой информационной среды учебного процесса (ЕИС).
Единая информационная среда (ЕИС) учебного процесса, созданная в Финуниверситете, предназначена для автоматизации информационного обеспечения подразделений, задействованных в учебном процессе вуза, и представляет собой комплекс программных продуктов, решающих практически все проблемы, связанные с его организацией и документальным обеспечением. Структурно в ЕИС входят три взаимосвязанных программных модуля: «Студент», «Преподаватель», «Учебные дисциплины» (см. рис. 2). Помимо этого для начального формирования массива данных и информационного обеспечения работы приемной будет разработана подсистема «Абитуриент».
рис. 2. Структурно-логическая модель данных ЕИС
Модуль СТУДЕНТ
Основные функции:
1.Накопление, обработка и хранение разнообразных данных по студентам:
- Персональные данные
- Факультет
- Форма и программа обучения
- Курс
- Группа
- Сведения о предыдущем образовании и документах, хранящихся в личном деле
- Приказы по переменному составу (перемещения, поощрения, взыскания)
- Сведения о выполнении учебного плана, как итоговые, так и более детальные
- Сведения об академической задолженности
2.Обеспечение проведения внутрисеместрового контроля и зачетно-экзаменационных сессий:
- Подготовка и печать зачетных и экзаменационных ведомостей
- Ввод и обработка результатов итогового контроля полученных знаний
- Формирование информационных отчетов о ходе и результатах сессии
- Обеспечение и контроль ликвидации академических задолженностей
3.Формирование статистическо-аналитических отчетов и рейтингов:
- по студенту
- по группе
- по специальности
- по институту
4.На основании накопленных данных позволяет быстро и точно заполнять различную документацию:
- академические справки
- дипломы
- приложения к дипломам
- другие необходимые документы
Достоверность сведений вносимых в массив базы данных основана на работе с первичными документами — приказами по студентам и ведомостями сессий. Каждому студенту и каждой ведомости присваивается уникальный идентификационный номер, что исключает возможность дублирования сведений. Полнота данных обеспечивается сплошным характером внесения информации: в базе хранятся все приказы и все документы по сессии.
Модуль ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Основные функции:
1.Накопление, обработка и хранение разнообразных данных по преподавателям:
- персональные данные
- кафедра
- преподаваемые дисциплины
2.Статистические материалы по результатам преподавания:
- по дисциплинам
- по формам обучения
- по факультетам, кафедрам
3.Расчет и контроль плановой учебной нагрузки:
- аудиторной
- методической
- общей
Весь массив информации из модуля «Студент», связанный с успеваемостью, составляет основу для получения сводных диаграмм, дающих как общее так и более детализированное представление о качестве преподавания.
Модуль УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Основные функции:
1.Информация об учебной дисциплине:
- история преподавания
- текущее состояние
- методическое обеспечение
2.Ввод и корректировка рабочих учебных планов:
- по институтам и формам обучения
- закрепление учебных дисциплин за преподавателями
В модуле информация об учебной дисциплине представлена в комплексе со сведениями о преподавателях и слушателях. С помощью поисковой системы можно анализировать динамические изменения успеваемости студентов в зависимости от смены преподавателя или отслеживать историю преподавания дисциплины с точностью до ведомости. Информация о рабочих учебных планах заносится каждый семестр для студентов каждого года набора каждой формы обучения и служит основой для контроля успеваемости и формирования выходных печатных форм.
Техническая информация
Клиентское приложение реализовано в среде Microsoft Access. Общая архитектура системы основана на терминальной технологии клиент-сервер. Вся информация хранится на информационном SQL-сервере, что позволяет пользователям системы работать в режиме реального времени с единым банком данных на основе предоставляемых администратором проекта прав доступа. Терминальное подключение к системе позволяет решить проблему настройки рабочего места пользователя, а также снимает вопрос о необходимости предъявления требований к рабочему месту. Более того подключиться к системе можно практически с любого устройства в т.ч. с планшетов под управлением IOS или Android
Объединение всех деканатов и подразделений, обеспечивающих учебный процесс, в единое информационное поле реализовано в настоящее время по локальной сети Финуниверситета. Всего к системе подключено более 300 пользователей на всех территориях Финуниверситета. База данных по состоянию на начало 2014/2015 учебного года содержит информацию о 65000 студентах обучающихся и завершивших обучение в Москве, 60000 студентах филиалов, 2500 преподавателях, выставивших 210 тыс. ведомостях, около 2,5 млн. оценок текущей успеваемости по 4500 учебным дисциплинам из 1370 рабочего учебного плана. Система подвержена постоянному улучшению, увеличению функциональных возможностей. Последняя модификация системы имеет интегрированный обмен информацией с системой кампусных карт с возможностью просмотра части информации о владельце карты, его нахождении на территории Финуниверситета, что позволяет обеспечивать, например, контроль за посещаемостью. На основе баз данных ЕИС осуществляется наполнение информационно-образовательного портала, единые системные справочники используются при составлении и отображении расписаний учебных занятий.