​В Новосибирске завершило работу проектно-образовательное мероприятие «Остров». Участие в интенсиве приняли представители 52 регионов страны – от Дагестана до Сахалина. Местом официального закрытия «Острова» стала площадка МВК «Новосибирск Экспоцентр». 

Подведем итоги работы всех коммуникационных площадок интенсива. Секции трека «Беспилотные авиационные системы» в дни проведения форума объединили более 400 специалистов отрасли. На протяжении четырех дней участники на групповых практиках занимались сборкой научно-производственного центра, анализировали меры поддержки и нормативную базу о деятельности НПЦ, изучали нюансы подачи заявки на Грант, а также разработали карту взаимодействия образовательных организаций по вопросу подготовки кадров для отрасли «БАС», а также успели побороться на соревнованиях за звание лучшего оператора FPV-дрона. Передовая инженерная школа НГУ успешно провела командно-соревновательную игру хакатон, на которой участники предложили реальные технологические решения для передовых компаний отрасли в рамках интенсива «Остров». 

Отдельным спортивно-позитивным событием в рамках трека «БАС» стали соревнования «Гонки дронов» на стадионе Локомотив, в которых участвовали опытные пилоты БПЛА. Победители соревнований показали виртуозное управление коптерами, точность и ловкость прохождения полосы препятствий на максимальной скорости. Итоги соревнований подвела Аддитивная фабрика БАС, где пять команд школьников увлеченно трудились – конструировали, программировали и испытывали собранные беспилотники на полигоне Технопарка универсальных педагогических компетенций НГПУ. 

На территории НГАУ продуктивную деятельность развернул трек «Человек+», в котором принимали участие представители отраслевых предприятий, научных и медицинских организаций, органов власти. Участники субтреков «Человек и еда: здоровое долголетие» и «Управление плодородием почв и продовольственная безопасность» разрабатывали проекты по своим направлениям деятельности и представили их на закрытии форума. 
В рамках трека работала еще одна значимая площадка форума – Акселератор «Человек+». Основатели проектов в области биотехнологий, биомедицины, нейротехнологий, пищевых технологий и венчурных фондов в онлайн-формате изучали тему венчурных инвестиций и разрабатывали инвест-стратегии.

Участники трека «Качество жизни и креативные индустрии» на протяжении всех дней проведения форума погрузились в обсуждение способов развития инфраструктуры и комьюнити креативных индустрий, проанализировали важность и нужность создания креативного кластера в регионе и рассмотрели социальные проекты, представленные на «Архипелаге 2023».

В последний день, 21 июня 2024 года прошла серия деловых мероприятий Государственного Совета в рамках проектно-образовательного интенсива «Остров 2024» под модераторством диреткора 1 Т Евгения Нежданова.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации была разработана Стратегия развития беспилотной авиации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Также разработан и утвержден национальный проект «Развитие беспилотных авиационных систем», включивший в себя пять федеральных проектов, которые соответствуют пяти ключевым направлениям Стратегии: бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации нацпроекта запланированы в 2024 году в объеме 45,5 миллиарда рублей, в 2025 году — 9,58 миллиарда, а в 2026 году — 8,78 миллиарда».

Уже сегодня проделана большая работа по оценке потенциального рынка для применения гражданских беспилотников. Определены основные направления развития отрасли, комплекс мер поддержки российских производителей, идет работа по развитию нормативного регулирования в части эксплуатации и использования беспилотниками воздушного пространства.
Оператор БВС (мультироторный тип БВС) Специалист по проектированию конструкций (узлов, механизмов, компоновки) БВС Специалист по техническому обслуживанию БВС Специалист по проектированию бортового радиоэлектронного оборудования БВС Наладчик БВС 
Мы в Совете Федерации в постоянном режиме мониторим ситуацию с развитием отрасли беспилотников. Поставлены задачи, в части оптимизации процесса получения разрешения на полеты, развития инфраструктуры тестовых полигонов и доступа к ним разработчиков, подготовки кадров в этой сфере.
Также одно из направлений стимулирования развития отрасли беспилотников – совершенствование воздушного законодательства. Так, в 2023 году по предложению Министерства транспорта РФ был принят Федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ, которым впервые введены положения, касающиеся беспилотных авиационных систем. Также Правительством РФ внесены изменения в федеральные правила использования воздушного пространства с целью повышения его доступности для полетов беспилотных летательных средств.
И сейчас действительно необходимо создать национальный центр управления беспилотниками - подтвердила Надежда Сурова.

Создание Национального центра управления беспилотными системами поможет:
• упорядочить использование гражданских беспилотников,
• вывести их из серой зоны за счет сокращения времени на согласования и получение разрешений.
Национальный центр управления беспилотными системами будет предусматривать системную и проработанную организацию полетов гражданских беспилотников.
Для создания такого центра, Правительству необходимо скорректировать правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов и паспортам безопасности объектов, дополнив их требованиями о мерах технической оснащенности средствами защиты от противоправного применения беспилотников. 
Соответствующие предложения мы уже направили в кабинет министров. При этом, регионам следует провести анализ уже имеющихся паспортов антитеррористической защищенности объектов на своих территориях, оценить важные и значимые объекты с точки зрения рисков атаки беспилотниками.
Важно, чтобы в рамках такого центра происходил оперативный межведомственный обмен данными с органами власти, согласующими полеты, и ответственными лицами объектов, которые имеют средства устранения беспилотников. 
Исходя из этого, нам крайне важна общая с вами работа по формированию предложений по работе Национального центра управления беспилотными системам в виде региональных дорожных карт реализации проекта с учетом возможностей субьектов Российской Федерации.