Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников (далее - Институт)
Институт начал свою работу в 1970 году в качестве
факультета повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений (ФПКП)
в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального
образования СССР от 21.10.1970 № 725 «Об организации ФПКП вузов страны при
Московском финансовом институте» (МФИ, позже Финансовая академия, Финансовый
университет).
Огромный вклад в становление и развитие ФПКП в 1970-80-е годы, в обеспечение высокого качества повышения квалификации преподавателей внесли профессора М.С. Атлас, М.З. Бор, Л.Н. Красавина, В.И. Лисовский, Д.С. Моляков, П.С. Никольский, В.М. Родионова и другие.
В феврале 1993 года решением ученого ФПКП был
преобразован в Институт повышения квалификации преподавателей (ИПКП). В
обязанности ИПКП входила подготовка квалифицированных кадров
финансово-экономического профиля, повышение квалификации
профессорско-преподавательского состава Финансовой академии, а также работа по
оказанию помощи учреждениям среднего профессионального и высшего и
профессионального образования.
В целом за более чем 47 лет функционирования ФПКП - ИПКП –
ИПКР Финуниверситета его слушателями стали свыше 8000 преподавателей из более
чем 250 вузов нашей страны и зарубежных государств.
Задачами ФПКП были организация повышения
квалификации преподавателей вузов страны по специальностям: «Финансы, денежное
обращение и кредит» и «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
ФПКП обеспечивал повышение квалификации преподавателей не только отечественных,
но и зарубежных вузов. В свое время здесь успешно обучались преподаватели из
Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Китая, Монголии, Польши, Чехословакии,
Швейцарии, Югославии и других стран мира.
С образованием ИПКП постепенно расширялась сфера
его деятельности: были открыты две новые программы: «Мировая экономика» (1994),
«Налоги и налогообложение» (2002); с 1994 года ИПКП перешел на реализацию
интенсивных полуторамесячных программ повышения квалификации преподавателей по
базовым экономическим специальностям (вместо полугодовых программ). Регулярно, в
соответствии с требованиями современной науки, перерабатывались и обновлялись
учебные планы и программы ИПКП по финансово-экономическим специальностям;
значительно возросла роль новых технологий обучения.
В образовательный процесс ИПКП внедрен ряд
новаций: с 2008 г. базовые программы реализуются с применением дистанционных
образовательных технологий; в 2010 г. разработан и успешно реализуется план
стажировок преподавателей в организациях реального сектора экономики;
совершенствуется методика преподавания учебных дисциплин, в частности в
программу педагогического семинара введена обязательная педагогическая практика
слушателей; с 2011 г. разработана и реализуется программа ПКП «Финансовый
менеджмент»; в 2013 г. – программа «Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин
в современном российском вузе». С 2018 года введены новые программы: "Дизайн-мышление в проектной деятельности современного университета", Правовые и организационные основы профилактики коррупции", "Современные методики подготовки юристов для финансово-экономической сферы", "Инструментальные средства информационной поддержки профессиональной деятельности экономистов и менеджеров", активно развиваются программы зарубежных стажировок.
С 2016 года введены новые форматы проведения программ повышения квалификации для работников образовательных организаций:
- "Зимняя школа педагогического мастерства";
- "Летняя школа профессионального мастерства".
К реализации программ Институтом приглашаются представители
федеральных органов власти: Государственной Думы Федерального собрания
Российской Федерации, Минфина России, Министерства науки и высшего образования России, Рособрнадзора,
Минтруда России, Росимущества, Росреестра, Роспатента, Федерального
казначейства, Федеральной налоговой службы, Счетной палаты Российской Федерации
и т.д., а также специалисты практики : д-р.пед.н., профессор Факторович Алла
Аркадьевна - заместитель директора Центра профессионального образования
Федерального института развития образования Минобрнауки России, Мякотникова
Елена Александровна - заместитель руководителя Росимущества, Делюнова
Надежда Георгиевна - начальник управления анализа и координации деятельности
территориальных органов Росимущества, к.э.н. Кушнир Александр Борисович,
начальник Управления заработной платы и доходов населения НИИ Труда Минтруда
России, д-р. ист.н. Кириллов Андрей Владимирович зав. кафедрой управления
персоналом, документоведения и архивоведения ФГБОУ ВПО «Российский
государственный социальный университет» и др.
В настоящее время в методической базе Института
имеется 60 программ повышения квалификации, основанные на модульном принципе
представления содержания и построения учебных планов, в том числе с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
С целью оптимизации образовательного процесса и
интеграции его результатов в профессиональную деятельность НПР широко
используются активные методы обучения: деловые игры, проектные семинары,
мастер-классы, тренинги, круглые столы, кейс-стади, и др., что позволяет
целенаправленно формировать профессиональные компетенции слушателей.
В настоящее время Институт
обеспечивает повышение квалификации работников Финуниверситета и других российских и зарубежных образовательных организаций в соответствии с
изменениями в законодательных и нормативных правовых актах, изменениями
государственных требований к оценке квалификации работников в соответствии с
профессиональными стандартами. Основная деятельность Института направлена на создание
системы организационной и методической поддержки структурных подразделений
Финуниверситета, позволяющей выстраивать индивидуальную траекторию обучения
работников в системе дополнительного профессионального, включающую
самообразование, стажировки, изучение эффективного педагогического опыта и
т.п.
Формы повышения квалификации в Институте
основываются на принципах гибкости и вариативности, преемственности и
согласованности, учета изменяющихся требований к системе образования и
требований к профессиональной компетентности работника.
Работникам Финуниверситета и сторонних российских и зарубежных образовательных организаций предлагаются как долгосрочные программы,
так и краткосрочные курсы, в том числе в форме стажировок в реальном секторе
экономики и в федеральных органах власти: Контрольно–счетной палате Московской
области; в ЗАО «Юнифин ЛТД», в ООО «Аудиторская фирма «ГРОСС-АУДИТ», в ОАО
«Газпромбанк», в Аудиторско-консультационной группе «Развитие
бизнес-систем»(РБС), в Федеральном казначействе Российской Федерации, в
Федеральной службе государственной статистики и др.