9 июня заместитель директора Института-онлайн образования Людмила Дмитриевна Александрова выступила на онлайн-конференции «Академическое лидерство и магистратура. Новые стратегии». Она была организована НИТУ «МИСиС» в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина. В фокусе конференции самый широкий круг вопросов – от технологий создания инновационных конкурентоспособных магистерских программ и курсов до внедрения в образовательный процесс лучших мировых практик для подготовки кадров экономики будущего.
Людмила Дмитриевна выступила с докладом «PROпреподавателя в условиях цифровой трансформации образования». Публикуем для вас краткий обзор выступления, но не забудьте посмотреть его полностью и получить много полезной информации о роли преподавателя в образовательном процессе (выступление Людмилы Дмитриевны начинается с 33:23). Приятного прочтения!
Какие глобальные тренды образования сейчас существуют?
А какие новые образовательные технологии можно выделить?
Мы в Институте онлайн-образования практически ушли от чисто традиционных форматов обучения. Весь образовательный процесс переходит в цифровой формат, и активно развиваются новые технологии, такие как:
Видеоконтент;
Виртуальный класс;
Адаптивное обучение;
Виртуальная реальность;
Геймификация и др.
Новые роли преподавателя: какие они?
Мы проводили исследование по формированию индивидуальной образовательной траектории и выяснили, что среди тех преподавателей, с которыми мы работали, прослеживается достаточно структурированная классификация ролей. И если проводить метафоричное сравнение, то образовательный процесс можно представить в виде сериала, где каждый сезон – этап разработки онлайн-курса – наблюдалась смена ролей. На одном этапе разработки преподаватель выступает педдизайнером, на следующем – образовательным технологом и так далее. Но не стоит забывать, что у каждой из этих ролей есть свой функционал, и не стоит пытаться охватить все роли, нужно сегментировать наиболее актуальные для себя и развиваться в них целенаправленно.
Применение образовательных симуляторов
Интегрируя симуляторы в образовательный процесс, преподаватель примеряет на себя большое количество ролей. Это способствует развитию и личностному росту как преподавателя, так и студентов. Например, в Институте онлайн-образования мы применяем симуляторы:
Все они направлены на практическую тренировку как профессиональных навыков, так и развитие у студентов навыков коммуникации, управления и принятия решений в нестандартных ситуациях.
Некоторые из них (например, «Управление корпорацией») работают автономно и жёстко не привязаны к программе каких-либо курсов, но используются в процессе обучения. В таком случае в учебном плане рядом с соответствующей дисциплиной помечается, что при её изучении используется симулятор практических навыков и компетенций. Симуляторы также интегрированы в онлайн-курсы на «Открытой онлайн-академии», что позволяет расширять их пользовательскую базу.
Нужны ли педагогам цифровые инструменты?
В начале года мы опросили более 500 преподавателей – участников нашего инициативного проекта «Цифровая мастерская преподавателя» – на предмет выявления потребности в цифровых технологиях при решении педагогических задач. Как выяснилось, самая большая потребность возникает при организации семинарских занятий (32% опрошенных), на втором месте – организация интерактивной образовательной связи с аудиторией в реальном времени (15% опрошенных), далее идут подготовка учебных материалов (10% опрошенных) и организация контроля учебного процесса (9% опрошенных).
Результаты опроса показали, что нам необходимо не только продолжать работать над обучением педагогов использованию цифровых инструментов в преподавании, но и мыслить масштабнее, а именно – создать специальную программу онлайн-магистратуры «Цифровые образовательные практики и технологии». Программа непосредственно направлена на подготовку будущих лидеров сферы EDTech, способных на практике реализовывать актуальные технологии цифрового обучения и развивать культуру образования.