Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Конституцией РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Липецкий филиал Финуниверситета реализует государственную социальную программу «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья обучаться в нашем учебном заведении.
Для беспрепятственного доступа лицам с ограниченными возможностями здоровья в наше образовательное учреждение:
- оборудованы пандусы в учебном корпусе и общежитиях;
- дверные проёмы доступной ширины в учебных кабинетах на первом этаже;
- специализированный санитарный узел на первом этаже для лиц с ограниченными возможностями опорно-двигательной системы.
Социально-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в Липецком филиале Финуниверситета представляет собой взаимодействие обучаемого (сопровождаемого) с сопровождающим (социальным педагогом, лицом, обеспечивающим сопровождение), направленное на стимулирование наиболее полного самопроявления студента в процессе осмысления возникшей (возникающей) проблемы, активного проявления по их преодолению в процессе получения профессионального образования.
В основе социально-педагогического сопровождения лежит прогнозирование возникающих проблем, побуждение студентов с ограниченными возможностями здоровья к их осмыслению, определению способов самостоятельного преодоления и реализации их на каждом этапе процесса усвоения учебной дисциплины, овладения профессией, не допуская гиперопеки.
Общие принципы и правила работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Индивидуальный подход к каждому студенту.
- Предотвращение наступления утомления, для этого используются разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование дидактического материала и средств наглядности).
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
- Социальная адаптация обучающихся:
- совместное обучение в группах с лицами, не имеющими ограничений;
- совместное проживание иногородних лиц с ОВЗ в общежитии с лицами, не имеющими ограничений;
- равноправное участие обучающихся с ОВЗ в научных и общественных мероприятиях;
- выполнение общественных поручений.
- Воспитание толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов Липецкого филиала Финуниверситета.
- Создание благоприятного педагогического климата в коллективе обучающихся и педагогических работников.