Юридический факультет

Ручкина Гульнара Флюровна

Декан факультета

+7(499)553-1136 (4814)

10 октября 2024 года состоялось заседание Круглого стола на тему «Цифровизация как инструмент повышения прозрачности и безопасности рынка грузоперевозок» (далее – Круглый стол). Организаторами мероприятия выступил Юридический факультет Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с общественной организацией «Общественная потребительская инициатива». Цель мероприятия – дискуссия по актуальным вопросам недобросовестных практик в транспортно-логистической сфере, а также формирование Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере транспорта и логистики при Финансовом университете.

В заседании Круглого стола приняли участие представители органов власти, ведущих транспортно-логистических компаний, отраслевых ассоциаций, общественных объединений и экспертного сообщества, которые отмечают следующее.

Грузоперевозки – это одна из ключевых отраслей, позволяющая обеспечивать потребность экономики в перемещении товаров и грузов, и оказывающая непосредственное влияние на все сферы потребительского рынка. Вместе с этим, значительное число игроков данной сферы находятся в «серой зоне», что влечет множество рисков для общества и государства. Неуплата налогов, снижение качества услуг, инциденты с грузами, рост числа ДТП и несчастных случаев, нарушение прав сотрудников – все это является прямым следствием недобросовестных практик на рынке.
От противоправных практик страдает и добросовестный бизнес, вынужденный конкурировать с компаниями, снижающими издержки за счёт многочисленных нелегальных схем.

Совместное исследование Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике и общественной организации «Общественная потребительская инициатива» показывает, что обеление отрасли грузоперевозок позволит государству получить до 400 млрд рублей налогов.
Ситуация усугубляется высокой раздробленностью рынка, большая часть игроков на котором осуществляет деятельность в качестве ИП или физических лиц. Это существенно усложняет проведение контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.
В этих условиях на первый план выходят цифровые инструменты контроля и предупреждения нарушений, которые активно развивает государство. Именно они способны переломить ситуацию с негативными эффектами без увеличения административной нагрузки на бизнес.

С приветственным словом к участникам Круглого стола обратилась Гульнара Флюровна Ручкина, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, модератор заседания, а также председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива», заместитель председателя Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике Павлов Олег Владимирович.

Заседание Круглого стола было представлено спикерами:

Ручкиной Гульнарой Флюровной, доктором юридических наук профессором, Заслуженным юристом Российской Федерации, деканом Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с темой выступления: «Динамика нарушений в сфере грузоперевозок и потенциал обеления для бюджета»;

Павловым Олегом Владимировичем, председателем общественной организации «Общественная потребительская инициатива», заместителем председателя Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике с темой выступления: «Рейтинги и исследования ОПИ и Финансового университета, как инструмент обеления рынка и модель для применения на ГосЛоге»;

Кирьяновым Артёмом Юрьевичем, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, председателем Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике;

Соловьевым Сергеем Сергеевичем, заместителем директора Ситуационно-информационного центра Министерства транспорта Российской Федерации с темой выступления: «Цифровизация грузовых перевозок. Текущий статус. Проблематика»;

Красовским Юрием Владимировичем, директором по взаимодействию с органами власти ООО «0578-Холдинг»;

Васильевой Татьяной Витальевной, начальником отдела расследований и автомобильного транспорта Управления регулирования транспорта и контроля закрытых закупок ФАС России;

Крицким Виталием Ивановичем, заместителем начальника отдела выездных проверок ИФНС № 27 по г. Москве с темой выступления: «Практика проведения проверок организаций-перевозчиков, типичные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявляемые налоговыми органами»;

Федоткиной Ольгой Владимировной, исполнительным директором Национального союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) с темой выступления: ««Умное» регулирование транспортно-логистической отрасли для усовершенствования процессов, обеления рынка и обеспечения бесшовности»;

Еремеевым Андреем Владимировичем, представителем ИМПАКТ (ООО «Системы логистической безопасности») с темой выступления: «Реализация налоговых рисков в транспортной логистике»;

Каликиным Кириллом Михайловичем, операционным директором ГК «Монополия»;

Хрущалевым Дмитрием Дмитриевичем, заместителем гендиректора по развитию ГК «Деловые Линии»;

Уткиным Евгением Борисовичем, исполнительным директором АО «Биржа интеллектуальной доставки»;

Жажоян Артуром Арменовичем, Генеральный директор ООО «ФУРА» и другими.

Участниками Круглого стола изучен позитивный опыт публичной оценки бизнеса – общедоступного рейтинга транспортных компаний, сформированного на основании методики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике и общественной организации «Общественная потребительская инициатива». Формирование и продвижение данного рейтинга и сопутствующих ему исследований нашло отражение в ряде законодательных инициатив и уже способствовало сокращению числа нарушений в транспортной отрасли от 10 до 50% в зависимости от вида надзора.

Однако проблемы в отрасли еще остаются, не теряет своей остроты тема «серых» экспедиторов и использования технических компаний для создания фиктивного документооборота и получения необоснованной налоговой выгоды.

По итогам заседания Круглого стола было принято решение о формировании постоянной Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере транспорта и логистики при Финансовом университете и подготовке рекомендаций в адрес профильных ведомств.

Мы выражаем благодарность всем участникам Круглого стола за продуктивную работу и нацелены на дальнейшее сотрудничество!

 Фото