С 12 по 14 апреля 2018 г. на базе Факультета социологии и политологии Финуниверситета состоялось очень важное мероприятие - XXII Международная научно-методическая конференция "Трансформация образования в сфере маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений подготовки в условиях развития современных коммуникаций", которая ежегодно проводится Ассоциацией коммуникативных агентств России. АКАР – одна из ведущих коммуникативных площадок страны, объединяющая авторитетных специалистов в области PR и маркетинга как из академического сообщества, так и прикладной сферы.
Поэтому большим достижением ФСП является установление стратегического партнерства с этой статусной структурой, особенно с учетом того, что в 2017 году мы открыли новое направление «Реклама и связи с общественностью». При этом большую благодарность мы хотели бы выразить нашим партнерам - Департаменту менеджмента и лично заместителю руководителя департамента по науке С.В.Карповой, которая приложила огромные усилия, чтобы сложился наш «тройственный» альянс.
Конференция полностью оправдала наши ожидания.
Во-первых, нам удалось установить тесные партнерские отношения с АКАР в целом и одним из ее руководителей, вице-президентом В.А.Евстафьевым. Соответственно, мы надеемся, что сможем и далее развивать с АКАР образовательное, научное и кадровое сотрудничество.
Во-вторых, организовав в рамках конференции свою собственную GR-секцию, мы заявили о ФСП как о новом центре образовательной и научной деятельности в коммуникативной сфере (отчет о работе секции см. ниже в приложении).
В-третьих, конференция АКАР дала старт проведению на базе ФСП статусных профессиональных форумов. Кстати, практически сразу после данной конференции мы совместно с ВЦИОМ провели в Финуниверситете самую авторитетную в России социологическую Грушинскую конференцию. Также ФСП претендует на то, чтобы осенью 2018 г. принять главное политологическое событие года – Конгресс Российской ассоциации политической науки (РАПН).
Приложение 1. Отчет о работе секции GR
12 апреля 2018 г. в рамках XXII Международной научно-методической конференции "Трансформация образования в сфере маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений подготовки в условиях развития современных коммуникаций" впервые была организована секция по исследованию эффективных коммуникаций бизнеса и власти - секция Government Relations. Профильность такой тематики для конференции является очевидной, тем не менее, в ходе уже первых выступлений разгорелась дискуссия относительно того, какой сфере GR является более родственным - стратегическому менеджменту (А.А.Дегтярев) или же Public Relations (А.Б.Шатилов, Л.В. Кутыркина). В частности, А.А. Дегтярев дал свое определение GR как специфического вида управленческой деятельности, особого межсекторального (межсредового) менеджмента по взаимодействию компаний (как и других негосударственных акторов) с государственными органами. Однако в итоге возобладала все же "коммуникативная" точка зрения, трактующая GR как сферу эффективной, некоррупционной и взаимовыгодной коммуникации бизнеса и власти в рамках политики государственно-частного партнерства. При этом ряд докладчиков отметили также существенное влияние "инстититуционального" и "управленческого" компонентов на GR-деятельность (С.В.Расторгуев, И.А.Помигуев). Особо в рамках секции был поднят вопрос о трансформации GR-технологий в мобилизационных условиях "войны санкций" и жесткого внешнего давления на Российскую Федерацию (А.Б.Шатилов). Нетривиальный взгляд на GR-деятельность был предложен сразу в трех докладах. Так Л.В.Кутыркина сконцентрировала свое внимание на подобной активности современных "кластерных" вузов, Д.В.Петросянц представил свое видение GR-менеджмента в научно-исследовательской организации, а О.Г.Новиков парадоксально доказал присутствие GR-компоненты даже в отечественной контркультуре.
По итогам работы секции предлагаются следующие выводы и рекомендации по развитию GR-сферы, а также образования в области GR.
1. Несмотря на наличие достаточно солидного корпуса исследовательской и учебной литературы по Government Relations, необходимо развивать его теоретико-методологическую базу, добиваться включения GR-курсов в вузовские образовательные программы, а в перспективе конституировать GR в качестве отдельного направления подготовки высшего образования. Также важно форсировать принятие профессионального стандарта по GR.
2. Опираясь на зарубежный опыт, необходимо стимулировать развитие GR-деятельности не только в работе бизнес-структур, но также НКО, вузов, общественных организаций и пр.
3. В условиях социально-экономического кризиса, "войны санкций" и жесткого внешнего давления на Российскую Федерацию GR-сообщество должно проявлять повышенную политическую и социальную ответственность, воздерживаясь от лоббирования проектов, которые могут нанести урон государству и подорвать стабильность. Также требуется более четкое согласование интересов бизнеса с интересами государства.
4. Конкретные практики GR на местах во многом определяются характеристиками фирмы и бизнес-среды, которые сложились в рамках региональной модели взаимоотношений политической власти и бизнеса. Наиболее благоприятной для фирмы можно считать модель партнерства государства и бизнеса, когда ни одна из сторон не злоупотребляет своим доминирующим положением. Наименее благоприятной для эффективной GR-деятельности можно считать модель патронажа, когда фирма становится агентом субъекта политики, выполняя руководящие указания региональных или федеральных чиновников.
5. Динамика рыночных и социально-политических условий работы ВУЗов приводит к усложнению карты их стейкхолдеров. Система требований к вузу со стороны государства, как значимого стейкхолдера, также трансформировалась, что явилось точкой роста GR-активности вузов. Поскольку отечественные вузы сегодня решают как социальные, так и коммерческие задачи, GR-активность вуза пересекается с деятельностью в сфере Public Affairs. В этой ситуации актуализируется задача системного целевого использования медиакоммуникации вузами, с учётом взаимных интересов вуза и конкретных стейкхолдеров.