Под таким девизом прошел 27 февраля в профессорском клубе прошел семинар на «Методическом Олимпе».  В семинаре участвовали 30 человек.  Активно участвовали в дискуссии ректор - Эскиндаров М.А., а также проректор по развитию образовательных программ Каменева Е.А., начальник УМООП Сергеева Н.И., заместитель первого проректора по учебной работе Смирнов Д.А., советники ректора Розина Н.М. и Белгородцев В.П., декан факультета финансовых рынков Безсмертная Е.Р. и другие участники.

О своем опыте создания онлайн –курса по дисциплине «Финансовые технологии и финансовый инжиниринг» рассказала Гусева Ирина Алексеевна, профессор Департамента финансовых рынков и банков. Климова Ирина Алексеевна и Копусь Татьяна Леонидовна рассказали о создании онлайн-курса Департаментом языковой подготовки по дисциплине «Межкультурная деловая коммуникация» (на английском языке).

В своем выступлении Гусева И.А. отметила, что студенческая аудитория всегда очень позитивно реагировала на то, что их преподаватель – автор онлайн-курса. И автор почувствовала гордость за то, что смогла это сделать. В сути своей онлайн-курс-  это «учебник», и должен быть первоклассным, как и учебник, считает Ирина Алексеевна. А дисциплина, по которой создается онлайн – курс, должна быть апробирована и отработана.

В то же время, представители Департамента языковой подготовки использовали целый ряд учебников для создания своего онлайн-курса.

Важным моментом, который отметили все выступающие, что при создании онлайн-курса должна работать команда: сценарист, режиссер, гример, консультанты и помощники. У преподавателя таких помощников нет, и это означает, что сам автор должен тщательно подготовиться не только с точки зрения подачи материала и его содержания. Это требует больших затрат времени и труда.  При этом, если преподаватель не может успешно справиться со съемкой, может быть приглашен сторонний специалист, успешно реализующий текстовую часть фильма.  Эту возможность использовали преподаватели Департамента языковой подготовки.  Создание онлайн-курса для применения в образовательном процессе вуза должно происходить только после постановки четкой цели по повышению качества обучения. 

Выступающие отметили, что фрагменты онлайн-курса должны быть краткими: «клиповое» восприятие современных молодых людей определяет такой подход.  А речь – достаточно быстрой. Если речь замедляется – внимание слушателей начинает «ускользать».  Десятиминутный фрагмент -  это уже очень много. Выводы каждого фрагмента фильма должны быть методически четкие.

Видеофрагмент может завершаться какой-то единой фразой (как у блогеров). С точки зрения Гусевой И.А. одновременно должен создаваться и онлайн - курс и учебник по этому курсу (не обязательно бумажный, может быть и электронный). Онлайн-курс и учебник – это разные форматы, один дополняет другой. Blended-learning – обязательно нужно использовать эту форму.  Департамент языковой подготовки переводил часть студентов на онлайн-обучение, однако это потребовало серьезного анализа и корректировки контроль-измерительных материалов по дисциплине.

Выступающие отметили, что онлайн-курсы могут быть созданы для имиджевых целей, для внешних пользователей. Для своих собственных студентов: это совершенно разные по содержанию курсы).

Выступающие отметили, что могут быть программы, полностью состоящих из онлайн-курсов плюс личные консультации преподавателей онлайн. Например, для программ, реализуемых в дистанционном формате (в дискуссии была высказана другая точка зрения-  первое образование должно быть в очном формате). На втором образовании онлайн-курсы – применимы. Также – на дополнительных образовательных программах.

Участники семинара отметили тот факт, что хороший электронный учебник выполняет обучающую роль зачастую не хуже онлайн-курса.

Доцент Департамента социологии, истории и философии Е.Е. Звонова рассказала об особенностях своего онлайн-курса «Введение в философию русского космизма» (наличие сурдоперевода, возможности заказать экскурсию по музеям, связанным с именами философов и ученых- космистов, а также интервью с исследователем творчества И.А. Ефремова Н.Н. Смирновым и материалов авторского проекта мультфильма об А.Л. Чижевском). Соответствующий опыт разработки может оказаться ценным при создании и продвижении новых онлайн-курсов на внешнем рынке, а также внутри вуза в воспитательных целях.

Межкультурная деловая коммуникация

Методические  рекомендации  по повышению  качества
 онлайн  курсов​

Методический олимп 27.02.2020