23 ноября 2022 года Орловским филиалом проведен вебинар по финансовой грамотности для Комплексного центра социального обслуживания населения г. Брянска.
Вебинар в интерактивной форме онлайн-семинара на тему: «Защита прав заемщиков при потребительском кредитовании» состоялся в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. В нем приняло участие более 100 человек, а основным спикером выступила Ирина Владимировна Резвякова, доцент кафедры "Экономика и менеджмент" Орловского филиала Финуниверситета.
В настоящее время банковские услуги по кредитованию населения являются самыми популярными из всех существующих. Жалобы в органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия (Роспотребнадзора) по применению норм Закона о защите прав потребителей к условиям договоров по потребительскому кредитованию составляют подавляющую массу жалоб по финансовому рынку.
Цель проведения вебинара заключалась в повышении компетентности слушателей по вопросу защиты прав заемщиков при потребительском кредитовании.
Какие условия кредитного договора являются предметом споров в судебной практике?
обязанность потребителя страховать предмет залога по кредиту у конкретного или рекомендованного банком страховщика (данное условие нарушает право потребителя на свободу в выборе стороны по договору и на заключение самого договора);
ограничение права заемщика на заключение сделок по получению кредитов, предоставлению залога и поручительства без уведомления (согласия) банка (это ограничивает дееспособность потребителя и ущемляет его права);
комиссия за снятие наличных денежных средств в банкоматах и кассах банка и за безналичное перечисление денежных средств (нарушает Закон о защите прав потребителей);
отсутствие в заявлении на предоставление кредита информации о полной сумме, подлежащей выплате заемщиком (нарушает Закон о защите прав потребителей);
право банка на одностороннее изменение кредитного договора, в том числе право банка на одностороннее изменение процентной ставки по кредитному договору (такое изменение не предусмотрено ГК РФ в отношениях с физическими лицами);
право банка на односторонний отказ от исполнения кредитного договора (такой отказ не предусмотрено ГК РФ в отношениях с физическими лицами);
комиссии за обслуживание кредита (такое условие нарушает Закон о защите прав потребителей).
Куда жаловаться на не правомерные действия кредитной организации?
В России имеется специализированный орган по защите прав потребителей - Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Если органы финансового надзора контролируют выполнение финансовых требований, то Роспотребнадзор ориентирован на контроль исполнения Закона о защите прав потребителей.
Банк России, являясь мега-регулятором финансовых рынков, может в административном порядке остановить деятельность любой финансовой организации, он имеет возможность наиболее эффективно, по сравнению с другими контрольными органами, реагировать на нарушения, допускаемые этими организациями, в том числе и на нарушения прав их клиентов.
С октября 2010 г. в России начал работу институт общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена). Финансовый омбудсмен рассматривает споры между физическими лицами и финансовыми организациями.