Людмила Сергеевна Чикилева - преподаватель, любящий английский язык и свою профессию.  За многие годы педагогической деятельности был пройден путь от ассистента до профессора, доктора филологических наук, специалиста в области прагматики, риторики, межкультурной коммуникации, инновационных технологий. Людмила Сергеевна неоднократно выезжала в Великобританию и США, дважды была в составе профессорско-преподавательской делегации в Центральном финансово-экономическом университете Пекина. Не будем перечислять все заслуги Людмилы Сергеевны, которых очень и очень много, лишь скажем, что юбиляр была победителем конкурса на грант фонда Gerald R. Ford Foundation в США, победителем конкурса методического мастерства Финансового университета “Методический олимп". Ее заслуги в профессиональной деятельности отмечены Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации; Благодарностью ректора за добросовестную и результативную работу в Финансовом университете.

- Людмила Сергеевна, вся Ваша профессиональная деятельность связана с преподаванием английского языка. За время работы Вы подготовили большое количество учителей английского языка, а также специалистов в области экономики, государственного управления, управления персоналом, менеджмента – всех невозможно сосчитать. Как изменился процесс преподавания  иностранных языков за эти годы?

- Это был долгий путь глобальных перемен. В 70-ые годы XX века иностранные языки не были востребованы и контактов с носителями языка практически не было. Основное внимание уделялось чтению текстов и переводу. В период улучшения отношений между СССР и Великобританией лучшие студенты имели возможность поехать бесплатно на языковую стажировку в Англию. Когда я училась на четвертом курсе, мне выпала большая честь поехать на месяц в Оксфорд в составе студенческой делегации нашей страны. Мы побывали в Лондоне, Кембридже, посетили и другие города Великобритании. Это был первый опыт межкультурной коммуникации – общение с носителями языка не только в аудитории, но и во внеурочное время. В 90-ые годы в процессе преподавания иностранных языков больше внимания стало уделяться формированию коммуникативных навыков и умений. В последнее десятилетие популярным становится дистанционное обучение, студенты могут успешно сочетать работу с учебой.  Применяются интерактивные задания, внедряются новые технологии.

- Если бы Вам предложили вернуться в прошлое, какую профессию Вы бы выбрали и почему?

- Я верна своей профессии. Это был правильный выбор, и я не хотела бы ничего менять. Мне нравится преподавать английский язык. Благодаря моей профессии, я побывала во многих странах. Я решила стать учителем по совету мамы, которая много лет проработала в школе. Она является для меня примером профессионализма и преданности своему делу. Я следовала ее заветам: прежде, чем учить других, нужно понять своё жизненное предназначение и помнить о том, что кто обучает, должен всегда продолжать учиться.

- Что Вам больше всего нравится в Вашей профессии?

- Мне нравится сам процесс преподавания, а также его результат – достижения моих учеников. Как справедливо отметил Альберт Эйнштейн, высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. Наши студенты имеют замечательную возможность не только изучать иностранные языки на уроках, но и принимать участие в различных конкурсах и научных конференциях..


-  Кто для Вас идеальный студент?

- Для меня не существует такого понятия. Все студенты разные. С первых дней работы в вузе я поняла, что у преподавателя не должно быть студентов-любимчиков. Нужно уважать студента как личность, мотивировать студентов на изучение иностранного языка и добиваться того, чтобы они проявляли усердие и трудолюбие в процессе изучения данной дисциплины. Я с уважением отношусь к своим студентам и горжусь их успехами как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности.


- Каково Ваше профессиональное кредо?

- Преемственность поколений, энтузиазм и энергия, доступность 24 часа в сутки 7 дней в неделю — это ключевые слова, которые помогают в профессии. Полезно учиться не только у коллег, но и у студентов, достойных представителей цифрового поколения. Мне очень повезло, что я работаю на Кафедре английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета. Мне нравится высокий уровень профессионализма моих коллег,  атмосфера творчества и сотрудничества, понимание и поддержка со стороны руководства кафедры.

- Вы автор многих учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, разрабатываете новые учебные курсы.  Как удается сочетать преподавательскую работу с научной деятельностью? В чем секрет?

- Наверное, это такое предназначение – постоянно сочетать теорию с практикой. Необходимо осмысление изменений, происходящих в образовательном пространстве. Преподавателю вуза нужно иметь индивидуальную траекторию научно-исследовательской работы. Очень важно выбрать такую тему, которая бы была интересна и перспективна.

- Знаю, что Вас приглашают официальным оппонентом на защиты диссертаций на соискание ученых степеней, как кандидатских, так и докторских. Какие темы научных исследований Вам интересны?

  - Быть оппонентом на защите диссертации – это большая ответственность. Мне интересны темы, связанные с риторическим дискурсом. Приведу в качестве примера название темы докторской диссертации, на защите которой я была оппонентом: «Публичное политическое выступление в конфликтной ситуации (на материале английского языка)».

- Вы побывали во многих странах, на разных континентах, принимали участие в многочисленных научных конференциях в нашей стране и за рубежом. Что наиболее запомнилось из поездок?

- В любой стране мне всегда интересно посетить уроки своих зарубежных коллег, а также университетские библиотеки, чтобы ознакомиться с новыми публикациями в интересующей меня области исследования.  Например, в Великобритании у меня была возможность побывать на конкурсе публичной речи. Выступления участников конкурса записывалось на видео и результаты тщательно анализировались с каждым из участников. Известно, что ораторами не рождаются - ораторами становятся. Можно начинать с теории, чтобы потом использовать полученные знания на практике.  Я подала заявку на грант для работы в фонде президента Дж. Форда. Работа в архиве с рукописями президентских обращений была для меня интересна и полезна при подготовке докторской диссертации.

- Знаю, что Вы побывали в университетах Стамбула, Сеула, Пекина. Но хочется задать вопрос о Китае. Какие Ваши впечатления о Китае и китайских студентах?

- Поездка в Китай произвела на меня большое впечатление. Мы встречались с коллегами, делились опытом работы. Китайские студенты отличаются трудолюбием. Они могут работать в компьютерных классах своего университета в любое удобное для них время, включая выходные дни. На территории университетского кампуса есть хорошо оборудованные спортивные площадки, которые никогда не пустуют. Утром студенты делали зарядку на свежем воздухе. Вручение дипломов также было на свежем воздухе и началось рано утром. Мне понравилась образовательная среда, современное оборудование, дружественное отношение принимающей стороны. 


​​- Чем любите заниматься в свободное от работы время? Есть ли увлечения?

 - Очень люблю путешествовать. Мой девиз – ежегодно посещать хотя бы один город, где еще ни разу не была. В прошлом году  побывала во время отпуска в Калининграде. Впечатляет история города, архитектура, природа, интересные экскурсии. С большим удовольствием сплавляюсь летом с друзьями и членами моей семьи по рекам Урала. Там места необычайной красоты! Пребывание на природе всегда дает заряд энергии. В такие места хочется снова вернуться, чтобы получить удовольствие от первозданный красоты и тишины.



- Что пожелали бы студентам Финансового университета?

Получать удовольствие и удовлетворение от изучения иностранных языков. Правильно определять жизненные приоритеты, ставить реальные цели и успешно достигать их. Гордиться тем, что являются студентами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Беседовала М.А. Ларионова, старший преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета