Кафедра анализа данных и машинного обучения Факультета информационных технологий и анализа больших данных

Петросов Давид Арегович

Ведущий научный сотрудник

​О возможностях повышения эффективности производства животноводческой продукции за счет внедрения и развития новых информационных технологий в сельском хозяйстве рассказал доктор экономических наук, профессор Финансового университета П.Б. Лукьянов.

 —  Новые информационные технологии широко внедряются в государственном управлении, промышленности, финансовой сфере и дают значительный экономический эффект. На сколько актуально развитие этого направления для сельского хозяйства?

 — Для ответа на этот вопрос будем исходить из задач, которые сейчас стоят перед отечественным сельским хозяйством. Правительство прекрасно понимает необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны и ставит задачу масштабной интенсификации всего сельскохозяйственного производства. Это отражено как в национальных проектах, так и в государственных программах развития экономики. Как в конечном счете добиться серьезного повышения эффективности производства? Нужно искать и отрабатывать имеющиеся резервы, и одно из важнейших направлений – совершенствование управления производством. А повышение эффективности управления напрямую связано с освоением и развитием новых информационных технологий в сельском хозяйстве.

Несколько лет назад в нашем университете по заданию Правительства была выполнена научно-исследовательская работа по теме «Разработка систем поддержки принятия решений для оперативного управления производством животноводческой продукции», в которой показаны возможности значительного повышения эффективности производства за счет новых информационных технологий. Главный резерв – переход от существующих не оптимальных управленческих решений к оптимальным, как на уровне предприятий, так и на более высоких уровнях управленческой структуры. При этом, как показали исследования, для оптимизации управленческих решений в большинстве случаев даже не требуется применения таких сложных информационных технологий, как искусственный интеллект. Достаточно предоставить руководителям и специалистам сельского хозяйства профессионально ориентированные, сравнительно простые информационные средства.

—  Насколько можно повысить экономическую эффективность производства с помощью такой информационной поддержки работников сельского хозяйства?

 —   В рамках НИР показано, что только оптимизация кормления животных повышает эффективность производства на 20% и более. Концепция системы поддержки принятия решений, которую мы разработали в рамках выполнения НИР, помогает управлять полным циклом работы животноводческого предприятия. При расчете экономической эффективности учитывается множество параметров, в том числе рыночные цены на корма, мясо, молоко и так далее.

Если традиционный подход, например, к кормлению заключается в том, чтобы обеспечить максимальную близость питательности  рациона нормам кормления, то в соответствии с новой информационной технологией при расчете рациона учитывается такой параметр, как экономическая эффективность. Например, мы можем посмотреть и посчитать, сколько нужный корм стоит, и если предприятие его закупит, то получит ли оно в рублях от продажи молока столько, чтобы оправдать покупку такого дорогого корма. Это совсем иной подход к оптимизации работы.

—  Насколько дорого для предприятий обходится внедрение таких решений?

 —  Поддержание работы сельхозпредприятия – это решение очень простых типовых задач, поэтому такие системы стоят в разы меньше, чем внедрение, поддержание и обновление ИТ-систем в какой-нибудь финансовой организации. По сути надо купить компьютер и само программное обеспечение, в интерфейсе которого управленец или сотрудник предприятия будет видеть все то же самое, что он и так знает – стоимость и вид корма, характеристики породы, возраст каждого животного и так далее. Отличие от «умозрительного» управления заключается в том, что информационная система подсказывает, что и как можно улучшить исходя из экономической целесообразности.

—  С какими трудностями, которые отличаются от других сфер, приходится сталкиваться при изучении возможности внедрения таких систем в сельском хозяйстве?

 —  Одна из трудностей – низкий уровень компьютерного образования. Приведу очень показательный пример: мы сотрудничали с одним животноводческим предприятием, его специалисты, как оказалось, даже не представляли, как работает компьютер  - в автозагрузку была поставлена программа оптимизации кормления, по завершении работы с ней компьютер выключался. Люди не знали, что на компьютере можно запускать не одну программу, а несколько, не говоря уже о терминологии или простых правилах периодически сохранять и копировать информацию.

Поэтому интерфейсы программного обеспечения для сельского хозяйства должны быть предельно простыми и понятными, чтобы человек открывал программу и видел там то, что он и так пишет в журнал: возраст коровы, порода, данные по удою, чем кормят, сколько этот корм стоит. Это должно быть коробочное решение с несложной настройкой нужных параметров.

Еще одна проблема  —  сопротивление со стороны самих работников предприятия. Противятся не только нерадивые сотрудники, потому что компьютер наглядно показывает все их просчеты, но и квалифицированные специалисты. Они выступают против такого оснащения, ведь управление процессом становится слишком наглядным, а они привыкли быть носителями некоего особого знания.

С помощью программы работу специалиста сможет сделать любая условная выпускница сельскохозяйственного ПТУ. Поэтому внедрение таких систем возможно, если на это есть воля руководителя, который хочет навести порядок на своем предприятии. Если руководитель сам не придет к пониманию, что ему нужен помощник, желательно автоматизированный, то он продолжит крутиться как белка в колесе. А мог бы улучшить показатели на десятки процентов.

К трудностям внедрения новых информационных технологий в сельском хозяйстве следует также отнести недостаточную осведомленность потенциальных пользователей о передовых, ориентированных на них, информационных технологиях.

 —  Неужели подобной автоматизации до сих пор не существует на сельхозпредприятиях?

 —  Ситуация очень неоднородная. На крупных предприятиях существуют целые подразделения специалистов, которые занимаются вопросами кормления, содержания и обновления стада. Они это делают по западным стандартам и технологиям. Но таких предприятий мало. Основной массе – предприятиям среднего и малого размера с несколькими сотнями животных – приходится самим придумывать и решать, какие корма с чем смешать, что дать животным и как их содержать. Это головная боль сотрудников на фермах.

Сейчас время высоких технологий: если посмотреть на банковскую сферу, e-commerce, торговлю, то в этих отраслях технологическое развитие идет стремительно. А сельское хозяйство оказалось в стороне. По сравнению с другими отраслями оно живет с технологической точки зрения в XX веке. Люди в этой отрасли живут своими проблемами и не знают, что мы тут с помощью информационной поддержки можем облегчить их ежедневный труд. Поэтому ниша таких программ и решений еще не заполнена.

 —  Насколько эта концепция масштабируема?

 —  Во-первых, в рамках НИР мы показали, что процесс управления животноводческим предприятием  —  это набор решений типовых задач, будь то предприятие с коровами, курами, свиньями, козами или овцами. Поэтому можно создавать решения «под копирку», меняя лишь определенные настройки в параметрах. И для развертывания таких систем не нужно дорогого специализированного оборудования. В нашей концепции, которую мы написали в рамках НИР, мы описали технологию работы с планшетами и смартфонами, данные с которых попадают на сервер, где они анализируются.

Во-вторых, концепция может быть реализована в рамках не одного, а нескольких предприятий в одном регионе или даже в целой стране. Это позволило бы получить целостную картину по всей отрасли: где в регионе нехватка определенных кормов, а где их с избытком, где есть породистый скот, а где имеется в нем дефицит. С помощью таких решений можно было бы эффективнее управлять сельским хозяйством, тиражируя лучший опыт. В этом случае можно было бы развертывать системы поддержки принятия решений в виде обычных клиент-серверных технологий. Любой специалист мог бы обратиться через браузер на универсальный портал – специализированный сервис, где ему на основании имеющихся кормов автоматически рассчитывались рационы с учетом экономической эффективности, давались рекомендации и напоминания по содержанию животных и решались другие задачи.