Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования

Киселёва Наталья Ильинична

Директор центра

(499)943-1402

24 апреля 2024 года состоялась III Международная конференция «Молодые педагоги и исследователи в вузе: старые-новые роли». Мероприятие собрало экспертов в области образования для обсуждения изменений и новых трендов в ролях преподавателей в современном образовательном пространстве.

Конференция осветила широкий спектр вопросов от традиционных функций преподавателей до их новых аспектов, таких как роли психолога, коуча, модератора, тренера, эксперта, наставника и аналитика-стратега. Основные темы включали адаптацию роли преподавателя к новым условиям, наставничество и диалог поколений в университетах, а также методы преподавания в новых социокультурных реалиях.

Участники обсудили важность воспроизводства и адаптации молодых преподавателей и рассмотрели различные траектории профессионального развития студентов в научно-исследовательской среде. Дискуссии и представленные исследования подчеркнули необходимость гибкости и инноваций в образовательных подходах.

Конференция стала платформой для обмена знаниями и опытом между педагогами разных поколений и специализаций, что способствует углублению понимания и развитию новых стратегий в образовательной сфере.


Вызов/проблемаПути преодоления
1.        Новая трудовая реальность, усложнение профессиональных задач (многофункциональность деятельности)Формирование полипозиционности как принципа деятельности преподавателя современного вуза
2.        Запрос на новые роли исходя из многозадачности
Многофункциональность деятельностиПози​ции
- педагогическаяэксперт, вдохновитель, навигатор эффективной работы, организатор взаимоотношений, наблюдатель
- сопровождениятьютор, модератор, фасилитатор, консультант, психолог
- научно-исследовательскаяученый, исследователь, методолог
- методическаяметодист, тренер, коуч, инструктор
- воспитательнаяавторитет, лидер, наставник, воспитатель
- предпринимательская

Преподаватель-блогер

Преподаватель-бренд

Преподаватель-трендолог, преподаватель-футуролог

Преподаватель-спикер

Преподаватель-коуч

Преподаватель-аватар

3.        Приоритет – сформировать систему знаний, а не только компетенций.

Неукоснительное соблюдение принципа обоснованной научно-практической последовательности преподавания дисциплин при составление учебных планов образовательных программ.

 

Развитие критического мышления.

 

Профиль магистратуры должен соответствовать профилю бакалавриата

4.        Восполнение человеческого ресурса преподавателя. Преподаватель как источник уникального.

Развитие эмоционального интеллекта преподавателей, навыков по управлению впечатлением (И. Гофман).

 

Проведение тренингов для восполнения преподавательских ресурсов, регулярная профилактика эмоционального выгорания.

 

Реализация исследования среди ППС: комплексная оценка преподавателя по методике 360.

5.        Востребованность от преподавателя не только научить, но и создать мотивацию обучения у студентов.

Перевод традиционных лекций в интерактивные форматы взаимодействия: лекция-беседа, лекция-консультация, лекция-интервью, экспертная лекция.

 

На семинарах перенести акцент с проверки знаний на групповую аудиторную работу: деловые игры, обучение в сотрудничестве, активное применение исследовательских методов и др.

 

Постоянная актуализация материала, сопровождение статистическими данными, реализация междисциплинарного подхода.

 

Усиление пракикоориентированности: примеры из отрасли, компаний, короткие видео, информация с сайтов, информации в СМИ и др.

6.        Усиление связи ВО с реальным сектором экономикиВнедрение практико-ориентированного подхода, включающего сотрудничество с организациями, когда студенты решают реальные задачи. Полученные решения представляются на конкурсе, лучшие из них внедряются в практику. Конкурсный отбор обеспечивает студентам возможность трудоустройства.
7.        Разрыв между интеллектом и аффектом

Наука как средство реализации нравственных ценностей. Создание междисциплинарных курсов, которые сочетают технические знания с гуманитарными, чтобы студенты видели связь между научными достижениями и их влиянием на общество.

 

Формирование гражданской идентичности в том числе с помощью художественных средств.

 

Усилить гуманистическую и гуманитарную составляющую, т.к. вузовское образование не направлено на развитие.

 

Вовлечение студентов в проекты, которые решают реальные социальные, экологические и этические проблемы, чтобы они могли непосредственно увидеть влияние своих действий.

 

8.     Инфляция оценок, погоня за формальными показателями в ущерб образовательному процессуВнедрение в учебный процесс методов оценки, которые фокусируются не только на академических знаниях, но и на способности студентов применять эти знания в соответствии с этическими принципами.
9.     Возможности для ускоренного обучения, курсы, которые позволяют студентам быстрее осваивать материалСовременные формы онлайн-обучения (микрообучение 3-5 мин, использование ИИ, адаптация контента для смартфона, геймификация).
10. Запрос на массовое развитие предпринимательского мышления!

Сотрудничество с школами через участие в школьных конкурсах по бизнес-проектам.

 

Для студентов, занятых в стартапах, рекомендуется проведение мастер-классов по бухгалтерскому учету, налоговой культуре и безопасности, что предполагает создание специализированного подразделения.

 

Стартапы должны функционировать на межкафедральной основе.

Развитие бизнес-инкубаторов с предусмотренной защитой проектов в качестве итоговой квалификационной работы.

11. Развитие системы ДПО для удержания студентов в вузах.

Анализ профилей студентов в социальных сетях, например, через плагин для сбора данных в ВКонтакте, для настройки предложений по программам дополнительного профессионального образования и переподготовки.

 

В рамках разработки учебных программ добавлена новая компетенция — умение составлять техническое задание для искусственного интеллекта.