24 апреля 2024 года состоялась III Международная конференция «Молодые педагоги и исследователи в вузе: старые-новые роли». Мероприятие собрало экспертов в области образования для обсуждения изменений и новых трендов в ролях преподавателей в современном образовательном пространстве. Конференция осветила широкий спектр вопросов от традиционных функций преподавателей до их новых аспектов, таких как роли психолога, коуча, модератора, тренера, эксперта, наставника и аналитика-стратега. Основные темы включали адаптацию роли преподавателя к новым условиям, наставничество и диалог поколений в университетах, а также методы преподавания в новых социокультурных реалиях. Участники обсудили важность воспроизводства и адаптации молодых преподавателей и рассмотрели различные траектории профессионального развития студентов в научно-исследовательской среде. Дискуссии и представленные исследования подчеркнули необходимость гибкости и инноваций в образовательных подходах. Конференция стала платформой для обмена знаниями и опытом между педагогами разных поколений и специализаций, что способствует углублению понимания и развитию новых стратегий в образовательной сфере.
Вызов/проблема | Пути преодоления | 1. Новая трудовая реальность, усложнение профессиональных задач (многофункциональность деятельности) | Формирование полипозиционности как принципа деятельности преподавателя современного вуза | 2. Запрос на новые роли исходя из многозадачности
| Многофункциональность деятельности | Позиции | - педагогическая | эксперт, вдохновитель, навигатор эффективной работы, организатор взаимоотношений, наблюдатель | - сопровождения | тьютор, модератор, фасилитатор, консультант, психолог | - научно-исследовательская | ученый, исследователь, методолог | - методическая | методист, тренер, коуч, инструктор | - воспитательная | авторитет, лидер, наставник, воспитатель | - предпринимательская | Преподаватель-блогер Преподаватель-бренд Преподаватель-трендолог, преподаватель-футуролог Преподаватель-спикер Преподаватель-коуч Преподаватель-аватар |
| 3. Приоритет – сформировать систему знаний, а не только компетенций. | Неукоснительное соблюдение принципа обоснованной научно-практической последовательности преподавания дисциплин при составление учебных планов образовательных программ. Развитие критического мышления. Профиль магистратуры должен соответствовать профилю бакалавриата | 4. Восполнение человеческого ресурса преподавателя. Преподаватель как источник уникального. | Развитие эмоционального интеллекта преподавателей, навыков по управлению впечатлением (И. Гофман). Проведение тренингов для восполнения преподавательских ресурсов, регулярная профилактика эмоционального выгорания. Реализация исследования среди ППС: комплексная оценка преподавателя по методике 360. | 5. Востребованность от преподавателя не только научить, но и создать мотивацию обучения у студентов. | Перевод традиционных лекций в интерактивные форматы взаимодействия: лекция-беседа, лекция-консультация, лекция-интервью, экспертная лекция. На семинарах перенести акцент с проверки знаний на групповую аудиторную работу: деловые игры, обучение в сотрудничестве, активное применение исследовательских методов и др. Постоянная актуализация материала, сопровождение статистическими данными, реализация междисциплинарного подхода. Усиление пракикоориентированности: примеры из отрасли, компаний, короткие видео, информация с сайтов, информации в СМИ и др. | 6. Усиление связи ВО с реальным сектором экономики | Внедрение практико-ориентированного подхода, включающего сотрудничество с организациями, когда студенты решают реальные задачи. Полученные решения представляются на конкурсе, лучшие из них внедряются в практику. Конкурсный отбор обеспечивает студентам возможность трудоустройства. | 7. Разрыв между интеллектом и аффектом | Наука как средство реализации нравственных ценностей. Создание междисциплинарных курсов, которые сочетают технические знания с гуманитарными, чтобы студенты видели связь между научными достижениями и их влиянием на общество. Формирование гражданской идентичности в том числе с помощью художественных средств. Усилить гуманистическую и гуманитарную составляющую, т.к. вузовское образование не направлено на развитие. Вовлечение студентов в проекты, которые решают реальные социальные, экологические и этические проблемы, чтобы они могли непосредственно увидеть влияние своих действий. | 8. Инфляция оценок, погоня за формальными показателями в ущерб образовательному процессу | Внедрение в учебный процесс методов оценки, которые фокусируются не только на академических знаниях, но и на способности студентов применять эти знания в соответствии с этическими принципами. | 9. Возможности для ускоренного обучения, курсы, которые позволяют студентам быстрее осваивать материал | Современные формы онлайн-обучения (микрообучение 3-5 мин, использование ИИ, адаптация контента для смартфона, геймификация). | 10. Запрос на массовое развитие предпринимательского мышления! | Сотрудничество с школами через участие в школьных конкурсах по бизнес-проектам. Для студентов, занятых в стартапах, рекомендуется проведение мастер-классов по бухгалтерскому учету, налоговой культуре и безопасности, что предполагает создание специализированного подразделения. Стартапы должны функционировать на межкафедральной основе. Развитие бизнес-инкубаторов с предусмотренной защитой проектов в качестве итоговой квалификационной работы. | 11. Развитие системы ДПО для удержания студентов в вузах. | Анализ профилей студентов в социальных сетях, например, через плагин для сбора данных в ВКонтакте, для настройки предложений по программам дополнительного профессионального образования и переподготовки. В рамках разработки учебных программ добавлена новая компетенция — умение составлять техническое задание для искусственного интеллекта.
|
|