Мультимедийная лаборатория "Развитие туристских дестинаций" Кафедры туризма и гостиничного бизнеса Факультета экономики и бизнеса

План по перевозкам на текущий год - 1 млн 100 тысяч путешественников, а к 2030 года компания планирует достигнуть цифры в 3 млн железнодорожных туристов. Такие данные привела первый заместитель начальника департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова на сессии «Транспортная логистика в туризме. Привлечение путешественников завтрашнего дня».

Сегодня «РЖД» предлагает путешественникам 88 туристических маршрутов, пролегающих по 46 регионам России. Среди них есть длительные 5-8 дневные круизные поезда («Жемчужина Кавказа», «К виноградникам у моря», «К Северному сиянию на Поезде Деда Мороза», «Байкальская сказка», «В Сибирь», «Русский Север», «К Северному сиянию», «Величие Севера», «Поезд Рица»), туры выходного дня («Белорусский Вояж», «В Карелию», «Две губернии», «Малахит», «Жигулевские выходные», «Серебряный маршрут», «Сказы Поволжья», «Вкус эпохи», «Зимняя сказка», «По Золотому кольцу») и событийные («Цветущая степь», «В долину лотосов», «Ко Дню Победы», «Культурный Петербург», «Мороз-экспресс»).

Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) отмечают устойчивый и постоянно растущий спрос на путешествия в туристических поездах. За последние три года количество таких маршрутов выросло в 2-3 раза. Однако, по разным причинам железнодорожные круизы пока не вышли в массовый  сегмент. Основную причину эксперты видят в стоимости самих путешествий. Для выхода на массовый рынок важна оптимизация стоимости продукта. Для этого РЖД активно взаимодействует с региональными туроператорами. Удачным примером здесь является популярный туристический поезд «Жемчужина Кавказа» - стоимость железнодорожного билета на 7-дневное путешествие начинается от 46 тысяч рублей, а экскурсии можно купить по отдельности или комплексным пакетом, их ценовой диапазон от 6 до 33 тысяч рублей. В этом году поезд открыл свой четвертый сезон. С начала проекта на «Жемчужине Кавказа» путешествие совершили уже 10 тыс туристов.

По данным дочерней компании «РЖД Тур» в 2023 году среди всех ее предложений самыми популярными продуктами стали туры в Карелию - в нее в 2023 году по программам «РЖД Тур» из Москвы и Санкт-Петербурга отправились почти 5 тыс. человек. Среди пользующихся высоким спросом можно отметить круиз «В Карелию», «Карельская сага», стартовавший в августе автобусно-железнодорожный однодневный тур «В Рускеалу на ретропоезде за 1 день из Санкт-Петербурга».

Популярным зимним направлением ежегодно являются туры с посещением Великого Устюга. Это круизы «Величие Севера», «Зимняя сказка», «Мороз-экспресс» и «Русский Север».

Традиционно стабильным спросом пользуются путешествия по городам Золотого кольца и Серебряного ожерелья, а также туры в Республику Беларусь - «Белорусский вояж» с посещением Бреста или Гродно.

В однодневное железнодорожное путешествие можно отправиться от 6 тыс. рублей на человека, в тур выходного дня в Карелию - от 18,5 тыс. рублей на человека.

По итогам первого полугодия 2024 года популярные направления в железнодорожном туризме остаются прежними. С учетом того, что некоторые поезда ходят только 1-2 раза в год, спросом пользуются «Байкальская сказка», «Цветущая степь», «К виноградникам у моря» и «В долину лотосов». Постепенно становятся популярными новые маршруты - «Жигулевские выходные», «Две губернии».

Эксперты также отмечают, что более активному развитию туристических поездов мешают и предубеждения туристов относительно комфорта современных поездов. Во многом оно связано с низким уровнем информированности и отсутствием федеральных рекламных кампаний продукта. Сегодня туристические поезда - это комфортабельные транспортные средства только последних лет постройки с высоким уровнем сервиса. Везде есть возможность принять душ, а в некоторых поездах есть вагон-душ, вагон-сауна, вагоны с детской инфраструктурой и аниматорами, развлекательной системой. Каждый поезд имеет уникальное интерьерное оформление.

По мнению экспертов РСТ, учитывая разнообразие маршрутов, сегодня этот вид туризма нуждается в популяризации, налаживании систематической работы с туроператорами и турагентами,  а также увеличении глубины продаж по аналогии с авиаотраслью.

«У железнодорожного туризма огромный, пока еще нереализованный потенциал. Помимо того, что этот вид транспорта является доступным подавляющему большинству граждан России, он также способствует активному развитию местных региональных объектов показа, локального предпринимательства и туроператоров, которые участвуют в формировании самого турпродукта.

Сегодня в «РЖД Тур» наибольшей популярностью пользуются однодневные железнодорожные экскурсии, туры выходного дня и наши круизные продукты - «Жемчужина Кавказа», «В Карелию», «По Золотому кольцу», «Белорусский вояж» - на них приходится более 50% всего объема продаж. Учитывая, что разнообразие маршрутов и уровень комфорта в поездах постоянно растет, полагаю, что в ближайшем будущем этот вид туризма должен стать более популярным у россиян и гостей нашей страны», - рассказал генеральный директор «РЖД Тур» Роман Бараковских.​

Источник: Новости РСТ​