Встреча на «Методическом Олимпе» 21 февраля 2018 г. 

На очередной встрече на «Методическом Олимпе», которая состоялась в Музее финансов Финансового университета,  активно обсуждалось два вопроса:

  • Преподаватель и Практик в одном лице: мечта современного студента;
  • Во что должны воплощаться инновации в научно-педагогической деятельности?

По первому вопросу основным докладчиком являлась Харитонова Екатерина Николаевна - председатель Совета молодых ученых Финансового университета, профессор Департамента менеджмента.

Свое выступление она начала с постановки проблемы: почему  выпускники Финансового университета достаточно высоко оценивают уровень теоретической подготовки в университете и в определенной степени не удовлетворены уровнем практической подготовки? Об определенном диссонансе в оценках выпускников свидетельствуют регулярные опросы, которые проводятся ежегодно.

Кроме того, были частично представлены результаты опроса, которые проводили молодые ученые в декабре 2017 – январе 2018 года при выполнении  темы «Перспективы использования новых информационно-коммуникационных технологий в современном высшем экономическом образовании».  Было опрошено 317 студентов посредством анкетирования через Google-форму.

Так, к сожалению, почти каждый пятый студент считает, что в существующей системе высшего экономического образования целесообразно вводить определенные инновации и изменения.

Практически все современные студенты считают, что высшее образование должно быть максимально инновационным, прикладным и практикоориентированным. Это позволяволяет будущим выпускникам университетов получить разнообразные компетенции, которые будут способствовать успеху в их профессиональной деятельности в условиях развития цифровой экономики.

В ответ на указанные вызовы в сфере высшего образования что могут предложить молодые ученые?

Самым эффективным методом  является  совмещение в одном лице преподавателя и практика!

Только воодушевление собственным примером работоспособности, целеустремленности, активности и командной работы может способствовать развитию соответствующих профессиональных компетенций у студентов любых форм обучения и всех направлений подготовки.

В ходе обсуждения были проанализированы кейсы «Совмещение практической деятельности и преподавания» на примерах НПР Финансового университета, входящих в состав Совета молодых ученых.

О себе, своей деятельности как «Преподаватель» и «Практик» смогли рассказать лично практически все, о ком была представлена информация на слайдах. Отсутствовали только те коллеги, у которых в это же самое время были, например, занятия на других площадках Финансового университета или важные деловые встречи – совещания, перенос которых на другое время был не возможен по объективным причинам.

Слайды, иллюстрирующие кейсы для обсуждения, были структурированы на основании уровня оценок, полученных конкретными преподавателями по итогам опроса студентов за первый семестр 2017 – 2018 учебного года. В частности, уровень выставленных студентами оценок преподавателям  был от 9,7 балла до 8,2 балла из 10 максимально возможных баллов.

Первой  о  своем практическом опыте и применении его в преподавании рассказала Харитонова Екатерина Николаевна (презентация), профессор, доктор экономических  наук,  профессор Департамента менеджмента и руководитель методической группы «Менеджмент», член совета Департамента менеджмента Финансового университета, член диссертационного совета  505.001.05  при Финансовом университете,  член Ученого совета Финансового университета, заместитель директора ООО «Аудиторская фирма «Консалтинг»,  лектор для ряда курсов повышения квалификации аттестованных аудиторов и профессиональных бухгалтеров Учебного центра БДО Юникон, член Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество», член экспертного совета фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Федерального собрания РФ (секция по преодолению социального неравенства).

Кроме нее в активном обсуждении собственного практического и методического опыта участвовали следующие лица:

  • Назарова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета и заместитель руководителя этого же департамента по учебно-методической работе, член конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в налоговых органах (9,5 балла – оценка студентов);
  • Юшков Игорь Валерьевич, ассистент Департамента политологии Финансового университета, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, специалист по энергетической политике России и проблеме энергетического фактора в международных отношениях, член российско-белорусского дискуссионного клуба, Ассоциации прибалтийских исследований; колумнист порталов Forbes.ru, «ЕвразияЭксперт», «Известия» (9,4 балла – оценка студентов);
  • Панюкова Вероника Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента и руководитель методической группы «Логистика», член Ученого совета Факультета менеджмента Финансового университета, член Гильдии маркетологов, член технического комитета по стандартизации «Услуги торговли и общественного питания» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), эксперт деловой программы всероссийской конференции «Франчайзинг. Регионы», заместитель главного редактора «Торгово-экономического журнала» (8,8 балла – оценка студентов);
  • Хаиров Бари Галимович[1], кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Омского филиала Финансового университета, приглашенный профессор университета «Сырдария» (Республика Казахстан); заместитель директора по научной работе Омского филиала  Финансового университета, председатель ассоциации «Лесопромышленный кластер Омской области», член аттестационной комиссии Управлений Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства по Омской области, эксперт аттестационной комиссии Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска, эксперт Центра консалтинга, аутсорсинга и права, ученый секретарь Омской региональной общественной организации Вольного экономического общества России.

Присутствующие на встрече преподаватели активно задавали вопросы и высказывали собственные точки зрения по обсуждаемым методическим вопросам.

В частности, Малкова Юлия Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, ученый секретарь диссертационного совета при Финансовом университете Д 505.001.08, заместитель руководителя Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета по методической работе и магистратуре, имеет практический опыт в сфере бухгалтерского учета и налогообложения компаний, который помогает ей лучше мотивировать студентов на получение новых знаний (8,9 балла – оценка студентов).

Заочно были рассмотрены примеры совмещения «теории» и «практики» следующих преподавателей:

  • Борисова Олега Игоревича, кандидата экономических наук, доцента Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета и заместителя декана по учебной и воспитательной работе Факультета налогов и налогообложения Финансового университета, имеющего опыт работы в сфере налогообложения организаций финансового сектора экономики (9,7 балла – оценка студентов);
  • Пуляевой Валентины Николаевны, кандидата экономических наук, доцента кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета, финалиста Всероссийского конкурса молодых преподавателей вузов 2017 года (организатор - АНО «Молодежные научно-образовательные инициативы» при поддержке Общероссийской общественной организации «Российский Союз ректоров»), аудитора ООО «Аудиторская фирма «Консалтинг» (9,4 балла – оценка студентов);
  • Кирпичевой Марии Александровны, кандидата экономических наук, доцента Департамента менеджмента Финансового университета, начальника отдела маркетинга Финансового университета, разработчика и преподавателя курсов для слушателей программ MBA (Master of Business Administration): маркетинг, маркетинговые коммуникации в бизнес- школе РЭУ им. Г.В. Плеханова, члена экспертной комиссии конкурса «Мосгортех» (организатор конкурса  «Агентство инноваций города Москвы»), наставника и члена экспертной комиссии бизнес-конференции на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, члена экспертной комиссии Московского городского конкурса научно-исследовательских и проектных работ обучающихся, члена ассоциации партнеров бизнес-школы KinderMBA (8,8 балла – оценка студентов);
  • Селезнева Павла Сергеевича, доктора политических наук, доцента Департамента политологии Финансового университета, члена диссертационного совета по политическим наукам МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ.23.03), заместитель директора по персоналу Финансового университета, помощник на общественных началах депутата В.М. Кононова (фракция «Единая Россия»), члена Экспертного совета по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ, эксперта Комитета по регламенту, взаимодействию с федеральными округами и субъектами Российской Федерации Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, члена Комиссии по работе с талантливой молодежью Совета Минобрнауки России по делам молодежи, член экспертной группы по определению лучших кадровых стратегий и практик на государственной гражданской и муниципальной службе Минтруда России, члена редакционного совета журналов «Экономика. Бизнес. Банки», «Гуманитарные науки» и «Наука. Общество. Оборона» (8,6 балла – оценка студентов).

Завершающий кейс (с оценкой в 8,2 балла от студентов) был представлен о Шайдуллиной Венере Камильевне, кандидате юридических наук, старшем преподавателе Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета, члене Центра правовой поддержки Департамента правового регулирования экономической деятельности, направление «Криптовалюта», председателе Частного учреждения «Научно-экспертный центр правовой защиты» и руководителе сети частных детских садов «ВЕМИ».

В продолжении дискуссии, в которой участвовали около 30 человек, присутствующие обсудили очень значимый вопрос – о воплощении инноваций в научно-педагогической деятельности, докладчик – Белгородцев Виктор Петрович (презентация), кандидат военных наук., заместитель проректора по стратегическому развитию и практико-ориентированному образованию.

А завершилась встреча на «методическом Олимпе» обсуждением ряда вопросов, связанных с возможностью привлечения «практики» в «теорию» большинства преподавателей посредством стажировок в реальном секторе экономики:

  1. Поиск мест стажировок для преподавателей;
  2. Определение конкретных задач и целей стажировок;
  3. Проблема неэффективности и формализма стажировок для преподавателей;
  4. Внедрение результатов стажировок в учебный процесс (новые задания, кейсы и т.д.);
  5. Поиск путей постоянного участия НПР во внешней среде (экспертная работа, комиссии, СРО и др.).

В целом, присутствующие на встрече лица пришли к общему заключению: необходимо, по возможности, тиражировать опыт «успешных практик» НПР Финансового университета и целесообразно сделать методические рекомендации, позволяющие воплощать инновации в научно-педагогической деятельности в РИД (результаты интеллектуальной деятельности).

[1] Хаиров Б.Г. представил видео-обращение к коллегам с ответом на поставленные вопросы.

Встреча на Методическом Олимпе - 21/02/2018

Организаторы: рабочая группа по методической работе  и Профессорский клуб