Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа

Засько Вадим Николаевич

Декан факультета

8-499-503-47-65

10 июня 2024 г. в Совете Федерации в Комитете по Бюджету и финансовым рынкам состоялся круглый стол на тему «Модернизация системы налогообложения Российской Федерации в целях укрепления технологического суверенитета страны» (к 25-летию Налогового кодекса Российской Федерации).

 

На данном мероприятии свой доклад на тему «Новые форматы налоговых рычагов стимулирования отечественного производства» представил декан Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ, Засько В.Н.:

«Тема налоговых изменений стала одной из главных во внутрироссийской повестке последних дней. Фактически уже со всех сторон и под разными ракурсами, на самых различных площадках обсуждались как общие контуры предстоящих налоговых изменений, так и уже конкретные параметры. Поэтому не буду повторятся по общим вопросам, а поделюсь своим взглядом на то, что и как дадут налоговые новации для экономики государства в целом и экономике регионов, в частности.

Для начала, напомню оценку Минфина объема ожидаемых дополнительных налоговых доходов – порядка 2,5 трлн. рублей.

Сумма колоссальная, особенно понимая, что налоговые доходы консолидированного бюджета по данным ФНС России по итогам 2023 года составили порядка 36 трлн. рублей. 

То есть дополнительный фискальный эффект составит практически 6%. Не припомню такого эффекта со времен внедрения в практику в 2002 году НДПИ, взамен устаревших рентных платежей.

На первый взгляд, это может показаться банальным ростом фискального давления на экономику, но фактически, это не так и вот почему.

Буквально вкратце проиллюстрирую два момента.

Первое, это повышение ставки по налогу на прибыль в совокупности с внедряемым комплексом мер налоговой стимуляции инвестиционной и инновационной деятельности внутри России.

Мы все прекрасно понимаем, что определенная часть прибыли вымывается из отечественной экономики и оседает грузом на банковских счетах владельцев бизнеса, в лучшем случае, в российских банках.

А в худшем для российской экономики варианте – выводится за рубеж и играет на развитие экономики не всегда дружественных нам стран. И в данном случае дополнительные налоговые изъятия у такого бизнеса и перераспределение этих дополнительных налоговых доходов на развитие отечественной экономики более чем оправданное и взвешенное решение.

И кстати надо сказать, что Минфин достаточно лояльно подошел к увеличению налоговой нагрузки в данном направлении. Мы знаем, что наряду с этим, предлагается комплекс мер налоговой поддержки и налоговых преференций для бизнеса, инвестирующего внутри России, что в существенной степени нивелирует повышение налоговой ставки.

Второе. Это разрабатываемые меры поддержки обрабатывающих производств. В частности, снижение тарифа страховых взносов для субъектов МСП с 15 до 7,6%. А это вполне действенное решение, так как не секрет, что фискальная нагрузка по страховым взносам достаточно чувствительна для бизнеса с высоким уровнем трудозатрат, а именно таковыми являются обрабатывающие производства.

К слову сказать, в рамках дискуссии, развернувшейся в последнее время вокруг точечного инструментария государственной (в т.ч. налоговой поддержки отдельных отраслей и видов экономической деятельности), а именно: на каком уровне закреплять этот инструментарий - на уровне федеральных законов или правительственных нормативных актов, хочу высказаться в пользу Правительства.

Высочайшая динамика изменений бизнес-среды в значительной степени требует и высочайшей оперативности принятия соответствующих решений. Как например, это было в ковидный период, и мы помним насколько высока была эффективность купирования проблем в силу того, что Правительство имело возможность быстро реагировать на формирующиеся условия без достаточно длительного законодательного процесса.

Более того, изменившаяся конструкция контроля за деятельностью Правительства со стороны Федерального собрания в полной мере может обеспечить участие членов Федерального собрания в обсуждении и принятии решений в рамках разработки и корректировки мер поддержки тех или иных видов экономической деятельности.

Ну а теперь несколько слов о главном механизме повышения налоговой справедливости в предлагаемом пакете изменений – прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Данное решение не только формирует справедливый подход к налоговым платежам граждан, но и играет не малую роль в развитии внутрироссийских экономических процессов.

Не касаясь абсолютно понятной в данном случае темы справедливости, отмечу ожидаемый экономический эффект.

Изымая часть средств у богатой прослойки граждан, причем зачастую средств абсолютно не участвующую в сколь-нибудь значимых экономических процессах в силу невозможности банально их потратить, государство перераспределяет эти средства в пользу семей с детьми, имеющих невысокие доходы, а также в развитие социальных программ. А это означает, что часть наших граждан получат дополнительные средства, которые без сомнения будут потрачены в основной своей массе, на потребление товаров и услуг внутри России. Это первое.

Достаточно общая фраза – развитие социальной поддержки, вместе с тем, подразумевает вполне конкретное финансирование, вполне конкретных внутрироссийских проектов, со всеми вытека​ющими экономическими последствиями.

То есть, извлекая налоги у богатых, государство помогает гражданам и прямым образом влияет на повышение спроса и производства внутри России.

По оценкам Минфина, равно как и многих экспертов, дополнительные бюджетные доходы от внедрения прогрессивной шкалы могут составить до одного триллиона рублей в год.

Напомню, что по итогам 2023 года в бюджет поступило порядка 160 млрд. рублей НДФЛ, исчисленного по ставке 15 с доходов, превышающих 5 млн. рублей в год. А предлагаемая прогрессия существенно расширяет налоговую базу по повышенным ставкам.

И второе. Важный момент! Министр финансов России более чем однозначно сказал, что ВСЕ дополнительные доходы будут направлены на соответствующие социальные цели, а не складываться в бюджетную кубышку.

Это значит, что ежегодно в экономику дополнительно будет поступать триллион рублей. Причем, этот триллион будет формировать свою дополнительную налоговую базу в рамках потребления товаров и услуг внутри России. Я это рассматриваю как механизм прямого реинвестирования налоговых доходов в экономику.

И что самое главное, эти дополнительные налоговые доходы, возникающие от роста потребления будут аккумулироваться в немалой степени в региональных бюджетах!

Таким образом идет и развитие регионального налогового потенциала, что в свою очередь дает возможность развивать региональные инвестиционные проекты.

В заключении отмечу. Планируемые налоговые изменения возлагают большую ответственность на исполнительные органы власти всех уровней. Ведь формируется большая задача не только в части оперативности принимаемых управленческих решений, но и эффективности и рациональности в управлении бюджетными процессами в новых условиях».